Методические указания по выполнению и оформлению самостоятельной работы

Настоящей программой предусмотрены виды деятельности студента, которые направляются и корректируются преподавателем, а также виды учебной деятельности, которые осуществляются студентом самостоятельно в рамках плана изучения данной учебной дисциплины.

К группе видов и форм самостоятельной работы студентов с участием преподавателя относятся:

В ходе изучения курса студентам предлагаются следующие типы самостоятельных работ:

1. Воспроизводящие работы, требующие от студента главным образом репродуктивных действий, связанных с воспроизведением готовых знаний, образов, что чаще всего наблюдается при решении типовых задач, выполнении упражнений. В процессе их выполнения проявляется подражательная самостоятельность.

2. Поисковые (эвристические) работы, побуждающие к активному осмыслению материала, поиску вариативных решений учебной задачи, анализу проблемной ситуации, самостоятельному выполнению логических построений. В процессе применения таких заданий студент не связан готовыми образцами.

3. Творческие работы, выполнение которых требует интенсивной самостоятельной деятельности. В результате студент находит оригинальное решение учебной задачи, которую он не только "присваивает", но и перестраивает, используя элементы исследования. Поэтому "продукты" творческой деятельности – собственные мысли, оценки, новая интерпретация фактов.

Работа на занятии:

1.Организационные вопросы.

2.Ответы на вопросы по домашнему заданию. Выявление исходного уровня знаний.

3.Самостоятельная работа по типовым материалам.

4.Итоговый контроль.

Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя составляет 37 часов.

Самостоятельная работа студента без участия преподавателя:

Наиболее типичными видами самостоятельной работы в рамках курса являются:

1) работа с книгой (учебниками, справочниками, документами, научно-популярной литературой);

2) упражнения и задачи (сборники упражнений, дидактические материалы, программированные задания, практический опыт);

3) заполнение таблиц (материалы учебников, пособия, справочники, лекции );

4)сочинения (материалы журналов, газет, книг, художественных произведений, спектаклей, радио- и телепередач, личные наблюдения );

5) доклады;

6)лабораторно-практические работы;

7)исследовательские задания.

При подготовке к докладу или сообщению выполните ряд операций в представленной ниже последовательности:

1. Прогнозирование возможностей.

2. Формулировка цели доклада,

3. Составление плана изложения.

4. Принятие решения об использовании наглядных пособий.

5. Подготовка наглядных материалов.

6. Оценка актуальности тем Вашего выступления на фоне темы.

7. Формулировка названия доклада.

8. Написание текста доклада.

9. Выбор способа доклада.

10.Репетиция выступления.

11.Выбор стиля жанра выступления.

12.Выбор "ударного" момента в будущем выступлении.

 

Самоподготовка к занятию:

1.Проработать основные понятия темы, записать их в психологический словарь.

2.Прочитать конспект прослушанной лекции по теме занятия и информационный блок в авторском учебно-методическом пособии.

3.Ознакомиться с рекомендованной литературой.

4. Записав в тетрадь ответы на тестовые задания.

5. Зафиксировать возникшие вопросы с тем, чтобы выяснить их у преподавателя.

Критерии оценки контрольной работы:

Критерии оценки выполненной работы:

-аккуратное оформление

-следование требованиям задания

-краткость и логика изложения

-аргументированность работы

-список современных литературных источников

 

Вопросы к экзамену:

По дисциплине «Психология развития и возрастная психология» предусмотрен экзамен в 1 семестре.

 

1. Предмет и задачи возрастной психологии.

2. Эволюционные, революционные и ситуационные изменения в психике и поведении ребенка.

3. Движущие силы, условия и законы психологического развития. Хронологический и психологический возраст.

4. Классификация методов в возрастной психологии.

5. Метод наблюдения в возрастной психологии.

6. Опрос как метод психолого-педагогического исследования детей.

7. Эксперимент и особенности его использования в детской психологии.

8. Использование психологических тестов при изучении детей.

9. Кризисы и их значение в развитии ребенка.

10. Роль воспитания в формировании личности ребенка. Родительский авторитет.

11. Типы и стили воспитания.

12. Критерии периодизации детского развития.

13. Периодизация Д.В. Эльконина как соотношение развития аффективно - потребностной и познавательной сфер.

14. Период новорожденности: социальная ситуация, ведущий вид деятельности и личностные новообразования, психофизиологические особенности младенцев.

15. Развитие речи с рождения до 3-х лет.

16. Особенности восприятия младенцев и памяти в раннем младенческом возрасте.

17. Психическое развитие ребенка в раннем детстве.

18. Игровая деятельность в раннем возрасте. Этапы развития игровой деятельности.

19. Основные закономерности развития восприятия и мышления у детей от 1 до 3 – х лет.

20. Развитие памяти и речи у детей в период раннего детства.

21. Кризис первого года жизни.

22. Общая характеристика дошкольного возраста.

23. Игра как ведущий вид деятельности дошкольников.

24. Развитие восприятия и внимания у дошкольников.

25. Зависимость развития восприятия от деятельности.

26. Память и мышление дошкольников.

27. Речевое развитие детей 3 – 7 летнего возраста.

28. Проблема готовности к школьному обучению.

29. Период младшего школьного детства: социальная ситуация, ведущий вид деятельности, личностные новообразования.

30. Эмоционально-волевая сфера младшего школьника.

31. Развитие памяти, мышления и внимания у младших школьников.

32. Развитие детского коллектива. Общая характеристика подросткового возраста.

33. Развитие познавательной сферы подростков. Память и мышление.

34. Кризис подросткового периода. Общая характеристика.

35. Влюбленность и дружба у старших подростков.

36. Особенности психического развития юношества.

37. Юношеский период и его роль в жизни человека.

38. Какое структурное звено самосознания сильнее всего изменяется в зрелости и почему?

39. Как с течением времени меняется общение в семье? От чего это зависит?

40. .Что такое профессиональная деформация и профессиональное выгорание? В чем их общность и различие?

41. В чем суть проблемы лидерства в семье?

42. В чем состоят основные положения критики зрелости как «психической окаменелости»?

43. Каковы основные положения теории развития интеллекта в зрелом возрасте?

44. В чем сущность кризиса встречи со старостью?

45. Как формулируются основные задачи развития в старости?

46. В чем состоит проблема утраты?

47. Что такое адаптация в старости и от чего зависит ее успешность?

48. Какие основные структурные компоненты самосознания выделяет В.С.Мухина?

49. Какой структурный компонент самосознания а молодости претерпевает наиболее существенную динамику и почему?

50. Что нужно понимать под развитие Я как члена семьи?