Законы спроса и предложения. Факторы, влияющие на них.

Спрос и предложение – одни из важнейших элементов рынка.

Спрос - часть потребностей, обеспеченная деньгами. Формула спроса: «Хочу и могу». Закон спроса гласит: при прочих равных условиях, чем выше цена, тем меньше объем спроса и наоборот. На рисунке 1 этот закон иллюстрирует кривая спроса

Рисунок 1.- Кривая спроса

 

На рисунке P – цена (у.е.), Q – количество (единиц).

Как видно на графике, снижение цены увеличило объем (величину) спроса от Q1 до Q2. Это связано с эффектом замещения и эффектом дохода. Эффект замещения это когда цена снижается на данный товар, покупатели замещают им другие, более дорогие товары.

Эффект дохода учитывает такие понятия как реальный и номинальный доход. Номинальный доход показывает количество денег, полученное за что-то, реальный доход - количество материальных благ, которые можно приобрести за номинальный доход, что тесно связано с уровнем цен. Если цена на данный товар растет (переход от точки b к точке а), реальный доход покупателя падает, и, соответственно, падает величина спроса на товары.

Когда на спрос влияют неценовые факторы, кривая спроса D смещается вправо при увеличении и наоборот. Это такие факторы, как качество, сезон, доход, мода, реклама, цены на другие товары и т.д.

Например:

1) Товар стал модным. Воздействие неценового фактора (моды) сдвинет кривую спроса D вправо.

2) Цена на заменитель данного товара снизилась. Это неценовой фактор – кривая спроса D сдвинется влево, так как на данный товар спрос снизится.