Умная женщина может и крепость взять (вьетнамская пословица).

5)Анализ историко-педагогической действительности и ее отражения и интерпретации в искусстве

Для этого задания я выбрала филь «Хористы», он мне очень понравился и заставил о многом задуматься.

В этом фильме действия развиваются в школе-интернате для сложных детей и подростков. Там очень жестокая система наказаний, установленная директором, которая не действует. Дети озлобленны и ни кому не доверяют, но всё меняется с приходом нового педагога. Этот педагог был музыкантом. Он не стал жаловаться на поведение детей, а заметив, что они любят петь, создал хор. Он позволил детям самовыражаться и поверил в них. В ответ дети полюбили этого педагога и стали ему доверять. Пение и занятие в хоре стали для них самым важным и любимым занятием, что помогало педагогу контролировать их поведение и поступки.

Дети всё чувствуют, и отвечают тем же. Что бы успешно развивался процесс обучения нужно создать атмосферу доверия и заботы о детях, чувствуя это, дети будут отвечать старанием и ответственным отношением к учёбе. Примерно то же показано в фильме «Республика ШкИД». И это актуально и сейчас, большинство педагогов не думают о психологической атмосфере и о взаимоотношениях с детьми, что приводит к ненависти к учебе, педагогу, школе.

6) Анализ статьи Толстого в форме двухчастного дневника;

Общие замечания для учителя из "Азбуки"

Фрагмент текста комментарий
Для того, чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно; для того, чтобы он учился охотно, нужно: 1) чтобы то, чему учат ученика, было понятно и занимательно и 2) чтобы душевные силы его были в самых выгодных условиях.   Если человек не хочет, его ни кто не может заставить, а если и заставит, то на пользу это не пойдёт. А что бы человек хотел что либо делать, ему это должно быть понятно и интересно и вызывало личный интерес ( вдохновляло).
Чтобы ученику было понятно и занимательно то, чему его учат, избегайте двух крайностей: не говорите ученику о том, чего он не может знать и понять, и не говорите о том, что он знает не хуже, а иногда и лучше учителя. Эта мысль говорит о том, что нужно выбирать такие темы, в которых ученик разбирается, но в которых вы можете дать новую, интересную информацию.
Все учебники состоят только из определений, подразделений и правил, а их-то именно и нельзя сообщать ученику. Научные понятия, правила и подразделения пугают учеников и на подсознательном уровне вызывают сложности в понимании и запоминании
Избегайте грамматических и синтаксических определений и подразделений частей и форм речи и общих правил. А заставляйте ученика видоизменять формы слов, не называя этих форм и - главное - больше читать, понимая то, что он читает, и больше писать из головы, и поправляйте его не на том основании, что то или другое противно правилу, определению или подразделению, а на том основании, что не понятно, не складно и не ясно. Эта фраза говорит о том, что нужно не давать ученику готовый материал, а заставлять его думать самого, ведь то что мы придумали сами, что возникло в нашей голове, запоминается и понимается лучше. И при исправлении не ссылаться на правила, а объяснять почему это не правильно.
Сообщайте как можно больше сведений о видимых явлениях неба, о путешествиях и давайте ученику только такие объяснения, которые он сам может проверить на видимых явлениях. Сведения которые можно самостоятельно проверить или то что мы можем увидеть, откладывается в голове лучше.
Чем короче тот путь, посредством которого вы научите ученика делать действие, тем хуже он будет понимать и знать действие. В математики очень важно знать полный порядок вычислительных действий , для лучшего понимания, а давая краткий вариант значит лишить возможности полностью понять .
Избегайте всех арифметических определений и правил, а заставляйте производить как можно больше действий и поправляйте не потому что сделано не по правилу, а потому что сделанное не имеет смысла. Не нужно сразу давать правила и готовых методов, а нужно давать пробовать решать самостоятельно, своими методами. Что научит видеть логику и порядок действий.
Голые результаты вредно действуют на ученика и приучают его верить на слово. Готовая информация отучает думать, и приучает верить всему и на слово.
Вообще избегайте таких оборотов: это так-то называется, это так-то, а старайтесь называть каждую вещь именно так, как ей следует называться. Не нужно создавать путаницу в голове учеников называя разные названия предметов, а давать конкретные названия которые будут ассоциироваться с этим предметом.
Ученику так просто, что ему сказали, что он ищет особенного, другого значения, и понимает ошибочно или уж вовсе не понимает. Не нужно объяснять длинно и заумно. Чем проще и понятнее объясняется материал, тем лучше он усваивается и меньше лишних ошибочных выводов.

 

7) Рецензия. Макаренко «Педагогическая поэма»

Редкость в наше время – достойная книга, которая будет так же актуальна в наши дни, как и больше полувека назад. А «Педагогическая поэма» Антона Макаренко, на мой взгляд, является наилучшим путеводителем, как для начинающих педагогов, так и для самих родителей, как лучше общаться с детьми, чтобы получить от них максимальную отдачу, а не ненависть к своему руководителю.

Удивительно светлая книга Антона Макаренко показывает и доказывает нам, каково это – быть педагогом, не говоря уже о том, как тяжело справляться с воспитанниками горьковской колонии. С самых первых страниц хочется отметить саму идею книги, и то, как «Педагогическая поэма» пропитана любовью и состраданием, отчаяньем и безнадежностью, верой и добротой. Все воспитанники этой колонии с самых ранних лет уже отличались своим поведением и отношением к миру, все они уже совершили мелкие преступления, но благодаря случаю им приходится меняться. Так, один из «босяков», как их называл сам Макаренко, Задорнов имел дерзость нагрубить Антону Семеновичу, который, не выдержав грубого отношения, ударил сильно по щеке колониста, что тот еле удержался на ногах. Для Макаренко это стало потрясением, поскольку он впервые ударил человека, пусть и непослушного воспитанника. Но именно этот случай помог педагогу заработать уважение у остальных колонистов.

Интересно и в то же время волнительно было наблюдать за непростыми взаимоотношениями между Антоном Семеновичем и воспитанниками, за теми стараниями, которые прилагал Макаренко, за теми действиями, которые совершали горьковцы. И очень хорошо мне запомнились слова Антона Макаренко: «За эту зиму я перечитал столько педагогической литературы, сколько не прочитал за всю свою жизнь и не нашел ничего того, что могло мне помочь». Ведь на тот момент у него рядом не было никого, у кого можно было спросить совета, с кем можно было поделиться своим опытом и переживаниями, а были только беспризорники, полуодетые и усталые от физического труда.

Ребята и взрослые вместе выстояли в нелегких условиях, невзирая на тысячи препятствий. А ведь среди контингента колонии были и будущие уголовники, которые не смогли бы преломить в себе зло. Так и хочется увидеть Макаренко, пройти по колонии, увидеть этих мальчишек и девчонок, которые оказались в тяжелой ситуации и смогли преодолеть её.

Мне кажется, именно такие книги должны быть включены в список школьной литературы, ибо она учит добродетели, заставляет задумываться, влияет на становление личности. «Педагогическая поэма» всегда будет иметь не только литературную ценность, но и прежде всего педагогическую, так как она воспитывает и учит быть верным другом.

8) Список используемых источников:

1) Макаренко «Падагогическая поэма» http://www.livelib.ru/book/1000417308

2)Толстой « общие замечания для учителя» http://info.sotvorenie.kiev.ua/content/family_estate/family/child_education/zamechaniya_dliya_uchiteliya.html

3)Фильм «Хористы»

4)Ян Амос Коменский « Великая Дидактика» http://jorigami.ru/PP_corner/Classics/Komensky/Komensky_Yan_Amos_Velikaya_didakt_izbr.htm

5) Педагогически словарь http://uchebnikionline.com/pedagogika/pedagogika_u_zapitannyah_i_vidpovidyah_-_kuzminskiy_ai/slovnik_pedagogichnih_terminiv.htm