Возможные отклонения в развитии мышления у детей разных возрастных групп дошкольников, основные направления коррекционной работы

Особенности развития мышления детей с отклонениями в развитии наглядно-действенного мышления:

} Дети самостоятельно не обобщают свой опыт повседневного действия с предметами-орудиями, имеющими фиксированное назначение. Поэтому у них отсутствует этап осмысления ситуации, требующей применения фиксированного (общепринятого) орудия.

} В тех случаях, когда дети с помощью взрослого применяют вспомогательные средства, они недостаточно обобщают свой собственный опыт действий и не могут использовать его при решении новых задач, т.е. у них отсутствует перенос способа действия.

} Кроме того, проблемные дети отличаются включением речи в процесс решения мыслительных задач.

} У нормально развивающихся детей имеется постоянная потребность помочь себе осмыслить ситуацию путем анализа своих действий во внешней речи.

} Это дает им возможность осознания своих действий, при которых речь начинает выполнять организующую и регу­лирующую функции, т.е. позволяет ребенку планировать свои действия.

 

Неразвитость наглядно-образного мышления:

} невозможность решения наглядно-образных задач. При попытках решать такие задачи у них выявляется отсутствие связи между словом и образом.

} У детей наблюдается слабая взаимосвязь между основными компонентами мыслительной деятельности: действием, словом и образом.