Авторитарная педагогика и гуманная педагогика: черты различий

 

 

Чтобы облегчить выбор, назовём ещё ряд других различий между авторитарным и гуманным педагогическими подходами.

 

Авторитарная педагогика строит свои отношения с детьми – воспитанниками и учениками – на основе системы поощрений и наказаний, то есть, принуждений.

 

Гуманная педагогика исходит из идей духовной общности, сотрудничества и сотворчества, устремлённых от сердца к сердцу.

 

Авторитарная педагогика ориентирована на формирование знаний, умений и навыков и возносит процесс обучения.

 

Гуманная педагогика направлена на облагораживание души, сердца и разума Ребёнка, а знания мыслятся как путь восхождения к цели.

 

Авторитарная педагогика довольствуется учётом психологических особенностей детей.

 

Гуманная педагогика вбирает Ребёнка полностью и таким, какой он есть.

 

Авторитарная педагогика провозглашает постулат о подготовке подрастающего поколения к жизни.

 

Гуманная педагогика воспитывает детей для жизни и с помощью самой жизни.

 

Авторитарная педагогика приспосабливает Ребёнка к жизни.

 

Гуманная педагогика воспитывает преобразователя жизни.

 

Авторитарная педагогика монологична в своём общении с детьми.

 

Гуманная педагогика ведет постоянный диалог с ними.

 

Образовательные процессы авторитарной педагогики заформализованы и официальны, строго регламентированы, наполнены менторским тоном, призывающим воспитанников и учеников к долгу, обязанностям, внимательности, послушанию, ответственности, непререканию…

 

Образовательные процессы гуманной педагогики следуют принципам сотрудничества, духовной общности, взаимопонимания, доверия, творящего терпения, свободного выбора, радости познания, любви.

 

Авторитарная педагогика приемлет в качестве аксиом: зло наказывается, добро поощряется; лень порицается, усердие приветствуется…

 

Гуманная педагогика строится на аксиомах: любовь воспитывается любовью; доброта воспитывается добротой; успех взращивается успехом; благородство воспитывается благородством…

 

Авторитарная педагогика консервативна.

 

Гуманная педагогика инновационна.

 

Авторитарная педагогика вредит здоровью детей, провоцируя учителей, воспитателей, родителей на раздражение, грубость, угрозы, крики, ущемление достоинства, наказания…

 

Гуманная педагогика профилактична и лечебна, ибо каждый Ребёнок находится в состоянии согласия, радости, духовной общности, любви, уважения.