Логика научного исследования и эволюционная эпистемология К.Поппера.

В трактате Карла Поппера “Логика научного исследования” основная проблема — проблема демаркации науки от вненаучных форм знания. Поппер вводит принцип фальсифицируемости научного знания (критерий Поппера), интерсубъективного характера истины и внерациональности научных постулатов.

Деятельность ученого заключается в выдвижении и проверке теорий, а логика научного ис следования занимается исследованием этого процесса. Проблема индукации: нельзя полностью обобщить единичный опыт, сформулированный в частных или "сингулярных высказываниях". Например, утверждение "все лебеди белые" не может быть выведено из обобщения частных высказываний о том, что некоторое множество лебедей действительно имеет белый цвет. Индуктивному методы противостоит дедуктивный, согласно которому гипотеза проверяется эмпирически уже после её формулирования. Четыре критерия, по которым можно проверить научную теорию: внутренняя непротиворечивость системы; исключение тавтологии; новизна; эмпирическая проверка логических следствий. Если проверка пройдена, то теория может считаться приемлемой или верифицируемой, а если нет, то фальсифицируемой. Однако процедура верификации не свидетельствует об истинности теории. Поэтому еще нужен метод фальсифицируемости: только та теория научна, которая может быть принципиально опровергнута опытом. К научным отнести только те теории, для которых можно найти потенциальные фальсификаторы, то есть противоречащие теории предположения, истинность которых опять же обнаруживается в опыте. Методологическое правило Поппера: «ученый, найдя такой фальсификатор, должен немедленно отказаться от своей теории и разрабатывать следующую теорию». В смене научных теорий и заключается позитивная роль ошибки.

 

Из этой работы вырастает попперовская эволюционная эпистемология – теория познания, являющаяся разделом эпистемологии и рассматривающая рост знания как продукт биологической эволюции. ЭЭ основывается на положении, что эволюция человеческого знания, подобно естественной эволюции в животном и растительном мире,— результат постепенного движения по направлению к всё лучшим теориям. Схема эволюции (по Попперу): P1 → TT → EE → P2. Проблема (P1) порождает попытки решить её с помощью пробных теорий (tentative theories) (ТТ). Эти теории подвергаются критическому процессу устранения ошибок (error elimination) ЕЕ. Выявленные ошибки порождают новые проблемы P2. Расстояние между старой и новой проблемой часто очень велико: оно указывает на достигнутый прогресс. Однако, отличие процесса выбраковки теорий от естественного отбора заключается в том, что ученые сознательно элиминируют неудачные гипотезы, критически осмысливают собственные теории. Поппер подчеркивает роль "специфически человеческого языка", который позволяет вывести теоретическое знание за пределы человеческого организма, работать с теорией, как с объектом, критически осмысливать и при необходимости отбраковывать её.