ГЛАВА 2. Наблюдение

Понятие «наблюдение». Виды наблюдения. Процедура проведения. Влияние личности исследователя на результаты наблюдения. Ошибки наблюдения.

 

Помимо эксперимента в психологическом исследовании используются другие методы исследования и диагностики.

Их принято подразделять на строго и малоформализованные методики.

К строго формализованным относят тесты, опросники, методики проективной техники и психофизиологические методики. Для них характерны определенная регламентация, объективация процедуры исследования, стандартизация (единообразие процедуры), надежность и валидность.

К малоформализованным методикам относят наблюдение, беседу, интервью, анализ продуктов деятельности. Эти методики оказываются ценными тогда, когда предметом изучения являются психические явления, которые мало поддаются объективации (плохо осознаваемые переживания, мысли и пр.).

Как правило, в исследовании оба вида методик используются параллельно и дополняют друг друга.

Наблюдением называется целенаправленное, организованное вос­приятие и регистрация поведения объекта. Наблюдение наряду с самонаблюдением является старейшим психологическим методом. С его помощью можно получить обширную информацию о че­ловеке. При этом исследователю для проведения наблюдения не требу­ется согласия со стороны наблюдаемых и кооперирования с ними.

Наблюдение может быть самостоятельным, иногда единственно возмож­ным психодиагностическим методом. Например, при диагностике состояния человека, находящегося в экстремальной или посттравматической ситуации, на­блюдение применимо не только с мето­дических, но и этических позиций.

Наблюдение может предварять экспе­риментальное исследование, поскольку позволяет выявить те признаки пове­дения и состояния, личнос­тные свойства, которые должны быть исследованы в дальнейшем. Наблюдение используется для уточнения психодиаг­ностической гипотезы и для изменения хода исследования, его методического осна­щения.

Наблюдение обязательно сопровож­дает психодиагностическую беседу. В этом случае для диагностики важна согласованность вербального и невер­бального поведения испытуемого.

Особо важное значение метод наблюдения имеет для изучения психологических особенностей детей, поскольку ребенок как объект исследования представляет бо́льшие трудности для экспериментального изучения, чем взрос­лый человек.

Как научный эмпирический метод наблюдение широко применяется с конца XIX в. в клинической, социальной, педа­гогической психологии, психологии развития, а с начала XX в. — в психологии тру­да, т.е. в тех областях, где особое значение имеет фиксация особенностей естествен­ного поведения человека в привычных для него условиях, где вмешательство экспе­риментатора нарушает процесс взаимодействия человека со средой. Тем самым для наблюдения особое значение имеет сохранение «внешней» валидности.

Важная особенность профессиональ­ного наблюдения заключается в том, что сами диагностируемые свойства челове­ка не поддаются непосредственному на­блюдению. Психологический диагноз строится на основании внешне проявляемых признаков, которые и фиксируются психологом-наблюдателем. Признаки, на которые психолог опирает­ся и в процессе наблюдения, и во время анализа результатов, могут быть различ­ными по своей природе, по полноте рас­крытия психологических свойств, слож­ности и доступности.

Для выявления психологических свойств личности наблюдение ведется за невербальными и вербальными проявле­ниями.

К невербальным относятся:

1) мимика — выражение эмоций (ра­дость, удовольствие, печаль, гнев, отвра­щение), уголки губ, улыбка, мышцы лба, контакт глаз (направленность взора, про­должительность взора);

2) пантомимика - позы, движение кор­пуса, жесты;

3) такесика: касание, поглаживание, рукопожатие, похлопывание, щипки, удары;

4) проксемика: изменение расстояния между человеком и объектами, между людьми;

5) авербальные действия: стук, скрип, грохот, разбрасывание вещей.

Среди вербальных проявлений наблю­даются:

1) проксодика — громкость, тембр, мо­дуляция высоты голоса;

2) особенности речи — темп, ритм, пра­вильность речи;

3) экстралингвистика — паузы в речи, вздохи, смех, плач, крик, кашель, зевота.

Виды наблюдения

В педагогических и психологических исследованиях применяется широкое разнообразие видов, форм наблюдения. К числу наиболее распространенных видов можно отнести следующие.

1 «Сплошное» и выборочное наблюдение. В первом случае исследова­тель (или группа исследователей) фиксирует все особенности поведения, доступ­ные для максимально подробного наблюдения. Здесь важны не фиксация причин­ных зависимостей и строгое описание явления, а создание некоторой обобщенной картины поведения индивида либо группы в определенных условиях. Во втором случае исследователь обращает вни­мание лишь на определенные параметры поведения или типы поведенческих актов, например, фиксирует только частоту проявления агрессии либо время взаимодей­ствия матери и ребенка в течение дня и т.д. Цель сплошного наблюдения, которое обычно проводится на началь­ном этапе разработки какой-либо проблемы, — получить наиболее полное описание всех свойственных этой про­блеме сторон и отношений, охватить ее целиком. Такого рода наблюдение М.Я. Басов называет наблюдением вооб­ще, наблюдением всего, чем характеризуется объект, без отбора каких-либо определенных его проявлений. Цель выборочного наблюдения - отбор только нужных фактов и явлений. Здесь заранее определено предметное содер­жание наблюдения (что наблюдать) и проведено расчле­нение наблюдаемого на единицы. В качестве примера приведем выделенные М.Я. Басовым уровни предметного содержания, которые могут стать це­лью наблюдения за ребенком. Главная цель — исследование личности ребенка во всех ее проявлениях. Эта общая цель может распадаться на несколько частных выборочных целей: а) наблюдение за развитием личности ребенка; б) наблюдение за его индивидуально-психологическими особенностями; в) наблю­дение за какой-то одной стороной личности ребенка, на­пример за эмоциональной.

Проводить наблюдения, преследующие узкоограничен­ные цели, значительно проще и легче (по сравнению с теми, где цель носит общий характер), если наблюдатель знает, в каких видах поведения, в каких видах занятий ин­тересующие его стороны могут проявиться.

2 Наблюдения хронологические, лонгитюдные, или «продольные» (проводятся в течение длительного време­ни, обычно ряда лет и предполагают постоянный кон­такт исследователя и объекта изучения); периодичес­кие, (проводятся в течение определенных, обычно точ­но заданных промежутков времени); единичные, или однократные (обычно представлены в виде описания от­дельного случая).

3 В зависимости от ситуации наблюдения могут быть по­левыми (естественными для жизни наблюдаемого усло­вия), лабораторными (объект наблюдается в искусст­венных условиях) и спровоцированными в естествен­ных условиях.

4 В зависимости от позиции наблюдателя по отношению к объекту наблюдение может быть открытым или скрытым (например, через стекло Гезелла). В любом случае важнейшую роль играет личность психолога, его профессио­нально важные качества. При открытом наблюдении через определенное время люди привыкают к психологу и начинают вести себя естественно, если он сам не провоцирует «особое» отношение к себе. В том случае, когда применяется скрытое наблюдение, «разоблачение» исследователя может иметь самые серьезные послед­ствия не только для успеха исследования, но и для здоровья и жизни самого наблю­дателя.

5 Наблю­дение со стороны и включенное (исследова­тель является членом группы, полноправным ее участни­ком). Включенное наблюдение, как и наблюдение со сто­роны, может быть открытым и скрытым (когда наблюда­тель действует инкогнито). Включенное наблюдение, при котором исследователь маскируется, а цели наблюдения скрываются, порождает серьезные этические проблемы. Многие психологи считают недопустимым проведение исследований «методом обмана», ко­гда его цели скрываются от исследуемых людей и/или когда испытуемые не знают, что они объекты наблюдения или экспериментальных манипуляций.

Перечисленные виды наблюдения не противостоят друг другу и в реальном конкретном исследовании могут соче­таться.

Процедура исследования методом наблюдения состоит из следующих этапов:

1) определяются предмет наблюдения (поведение), объект (отдельные индивиды или группа), ситуации и единицы;

2) выбирается способ наблюдения и регистрации данных;

3) строится план наблюдения (ситуации — объект — время);

4) выбирается метод обработки результатов;

5) проводится обработка и интерпретация полученной ин­формации.

Предметом наблюдения могут являться различные особенности вербального и невербального поведения:

1) речевые акты (содер­жание, последовательность, частота, продолжительность, интенсивность и т.д.);

2) выразительные движения, экспрессия лица, глаз, тела и др.;

3) движения (пере­мещения и неподвижные состояния людей, дистанцию между ними, скорость и на­правление движений и пр.);

4) физические воздействия (касания, толчки, удары, усилия, передачи и т.д.).

Независимо от того, какой харак­тер носит наблюдение — поисковый или исследующий, наблюдатель должен иметь определенную программу, схему действий. Схема наблюдения включает перечень единиц наблюдения, способ и форму описания наблю­даемого явления. Прежде чем наблюдать, надо выделить из общей картины поведения определенные стороны, отдельные акты, доступные прямому наблюдению, эти еди­ницы поведения становятся единицами на­блюдения. В поисковом наблю­дении они могут быть сложнее, в исследующем — проще. Так, наблюдая за поведением вообще, исследователь, тем не менее, делит его на ряд единиц: риторика, речь, обще­ние, эмоции и т.д. Если же предметом наблюдения явля­ется только речь ребенка, то единицами могут быть со­держание речи, ее направленность, продолжитель­ность, экспрессивность, особенности лексического, грам­матического и фонетического строя и т.п. Таким обра­зом, единицы наблюдения могут различаться по величине и сложности выделенного фрагмента поведе­ния, а также по содержанию.

Способы наблюдения

Наблюдение может проводиться непосредственно либо с использованием наблю­дательных приборов и средств фиксации результатов. К их числу относятся аудио-, фото- и видеоаппаратура, особые карты наблюдения и т. д.

Особое значение имеет проблема наблюдателя. Поведение человека или группы людей изменяется, если они знают, что за ними наблюдают со стороны. Этот эффект возрастает, если наблюдатель не­известен группе или индивиду, если он авторитетен, значим и может компетентно оценить поведение испытуемых. Особенно сильно эффект наблюдателя проявляет­ся при обучении сложным навыкам, выполнении новых и сложных задач, а также в ходе групповой деятельности. В некоторых случаях, например при исследовании «закрытых групп» (банд, воинских коллективов, подростковых группировок и т.д.), внешнее наблюдение исключено. Включенное наблюдение предполагает, что наблю­датель сам является членом группы, поведение которой он исследует. При исследо­вании индивида, например ребенка, наблюдатель находится в постоянном есте­ственном общении с ним.

Выбор способов и формы описания наблюдения зави­сят от того, каков его характер: поисковый или исследую­щий. Однако имеются некоторые общие требования к за­писи наблюдения:

1 Запись должна фиксировать наблюдаемый факт в том виде, в котором он существовал реально, не подменяя его описанием личных впечатлений и разнообразных сужде­ний самого наблюдателя. Другими словами, записывать нужно только то, что происходило, и каким образом (фотогра­фическая запись).

2 Запись должна фиксировать не только наблюдаемый факт, но и ту окружающую обстановку (фон), в которой он происходил.

3 Запись должна по возможности полно в соответствии с поставленной целью отражать изучаемую реальность.

При поисковом наблюдении обычно используются фор­мы записей в виде сплошного протокола или дневника (можно прибегать и к таким формам, как кино-, фото-, видеорегистрация). При этом выделяют следующие их особенности:

· Сплошной протокол представляет собой обычную фор­му записи без каких-либо рубрикаций. Он пишется во время наблюдения, поэтому желательно для ускорения записи использовать условные обозначения или стено­графию.

· Дневник используется при продолжительных наблю­дениях, иногда длящихся месяцы и годы. Дневник ведет­ся в тетради с пронумерованными страницами и боль­шими полями для обработки записей. Вести запись жела­тельно во время наблюдения. Если это не всегда возмож­но, то следует хотя бы зафиксировать существенные мо­менты, а подробности — сразу же после окончания на­блюдений.

При исследующем наблюдении способ записи существен­но отличается от рассмотренного выше. Если в поисковом наблюдении список признаков, единиц поведения открыт и в него могут добавляться все новые и новые признаки, то в исследующем наблюдении часто заранее перечислены ка­тегории, в которых будет осуществляться запись единиц наблюдения. Добавлять в эту систему что-то новое нельзя. Иногда категории могут содержать только одну единицу наблюдения, но чаще всего несколько разных единиц на­блюдения относятся к одной категории.

В этом случае наиболее распространенными способами записи наблюдения являются запись в символах (пиктог­раммы, буквенные обозначения, математические знаки и сочетания двух последних) и стандартный протокол, ко­торый имеет вид таблицы. Здесь уже не предусматривается содержательного описания единиц поведения, а они сразу подводятся под ту или иную категорию и фик­сируются в протоколе наблюдения.

При наблюдении можно пользоваться как качественным описанием событий, так и количественным.

Анализ резуль­татов также может быть качественным и количественным. Для того чтобы в какой-то мере уменьшить субъективизм наблюдателя при описании и обработке результатов, ши­роко используется психологическое шкалирование. Оно направлено на оценку степени выраженности наблюдае­мых признаков. Шкалирование осуществляется в основном с помощью балльных оценок. Степень выраженности признака растет пропорционально количеству баллов в шкале. Обычно ис­пользуются 3-10-балльные шкалы. Такие шкалы называют­ся числовыми.

Влияние личности исследователя на результаты наблюдения. Ошибки наблюдения

Метод наблюдения является достаточно трудоемким и сложным диагностическим инструментом, требующим от наблюда­теля большого профессионального опыта и специальной подготовки. Влияние субъекта иссле­дования — наблюдателя, его индивидуально-психологических особенностей чрезвычайно велико.

В ходе наблюдения исследователь устает, адаптируется к ситуации и перестает заме­чать важные изменения, делает ошибки при записях и т.д.

А.А. Ершов (1977) выделил следующие типичные ошибки наблюдения:

1 Гало-эффект. Обобщенное впечатление наблюдателя ведет к грубому восприя­тию поведения, игнорированию тонких различий.

2 Эффект снисхождения. Тенденция всегда давать положительную оценку про­исходящему.

3 Ошибка центральной тенденции. Наблюдатель стремится давать усредненную оценку наблюдаемому поведению.

4 Ошибка корреляции. Оценка одного признака поведения дается на основании другого наблюдаемого признака (интеллект оценивается по беглости речи).

5 Ошибка контраста. Склонность наблюдателя выделять у наблюдаемых черты, противоположные собственным.

6 «Эффект ореола». Результаты наблю­дения за поведением человека в несколь­ких жизненных ситуациях переносятся на его поведение вообще, во всех ситуа­циях и всегда. Вокруг человека возника­ют ореолы — «умный», «порядочный», «общительный», «хвастливый». Не до­пускается, что один и тот же человек может быть не только общительным, но и замкнутым, не только тревожным, но и спокойным, а иногда вообще непохожим на себя.

7 Эффект «ложного согласия». Наблю­датель в оценке поведения наблюдаемого человека следует мнению, сложившему­ся о нем у окружающих и выражающему­ся формулой «все так говорят». Установ­ка ближайшего окружения переносится на наблюдаемого человека как оценка и характеристика многих людей или вооб­ще всех, что обычно не соответствует дей­ствительности.

8 Ошибка «средней тенденции» связана со склонностью ориентироваться в оцен­ке человека на его типичное поведение, а не на особые, отклоняющиеся прояв­ления.

9 Ошибка «первого впечатления» возни­кает в основном неосознанно в результа­те переноса сложившихся стереотипов восприятия на наблюдаемого человека. Стереотипы существует по отношению к восприятию мужчин, женщин, опреде­ленных национальностей, профессий, внешних данных человека. «Правдивость» первого впечатления связана с его силой. Первая встреча с незнакомым че­ловеком оставляет самый сильный сенсорный след, сильную ориентировочную реакцию, но не означает точности определения свойств и состояний.

Сформулируем правила, при соблюдении ко­торых эффективность этого метода повышается:

— проводить многократные систематические наблюде­ния данного факта в разнообразных ситуациях, что позво­лит отделить случайные совпадения от устойчивых законо­мерных связей;

— не делать поспешных выводов, обязательно выдвигать и проверять альтернативные предположения относительно той реальности, которая стоит за наблюдаемым фактом;

— не отрывать частные условия возникновения наблю­даемого факта от общей ситуации; рассматривать их в кон­тексте общей ситуации;

— стараться быть беспристрастным;

— оценивать одного обследуемого должны несколько наблюдателей (не меньше чем 2 человека), окончатель­ная оценка должна образовываться из их наблюдений, при этом суждения каждого должны быть независимыми;

— придание этому методу формализованного характера (например, составление жесткой процедуры наблюдения, получение с помощью шкал количественных оценок) так­же способствует повышению объективности и достоверно­сти полученной информации. Широко применяются карты наблюдения. Наиболее простая форма карты на­блюдения — непараметрическая. В ней в свободной форме фиксируются наблю­даемое вербальное и невербальное пове­дение. В параметрических картах фиксиру­ются заранее определенные признаки по­ведения, наличие которых указывает на выраженность диагностируемого свой­ства или состояния;

— использование технических средств фиксации результатов.

Однако полностью исклю­чить влияние личности экспериментатора на результаты наблюдения все же невозможно.

Практические задания:

1 По записи наблюдения определите его цель, вид и форму регистрации.

Леонов А.А., Лебедев В.И. Восприятие пространства и времени в космосе. М.: Наука, 1968. С. 73.

1-й день. Перед первым прыжком проявил волнение сразу же после надевания парашюта. В это время был несколько встревожен и мало разговаривал, что для него совершенно не характерно. Жестикуляция была бедной, речь приглушенной. После совершения прыжка настрое­ние приподнятое, но напряженность наблюдалась еще в течение часа.

2-й день. Перед вторым прыжком был уже менее напряжен. Шутил, но напряженность еще давала себя знать.

4-й день. Совершил прыжок с задержкой раскрытия парашюта на 10 с. Отделившись от самолета, прогнулся и обеспечил устойчивое по­ложение тела. Открыл парашют через 10,2 с. Во время парашютирова­ния действия были правильными. Перед приземлением развернулся в подвесной системе по ветру. После приземления настроение припод­нятое.

6-й день. На старте перед посадкой в самолет был, как обычно, спо­коен и благодушен. Много шутил и разговаривал с медиками. После прыжка настроение было отличным. Как всегда, отличался юмором.

14-й день. Совершил заключительный прыжок первого этапа парашютной подготовки с 50-секундной задержкой раскрытия парашюта. На старте перед полетом держался свободно. Очень хорошо владел телом в свободном падении. Открыл парашют через 50,2 с. После прыжка находился в приподнятом настроении.

2 К какому виду относится наблюдение Л.Н. Толсто­го, описанное в его произведении «Крейцерова соната»?

«И вдруг меня охватила страшная злоба к ней, какой я еще никогда не испытывал. Мне в первый раз захотелось физически выразить эту злобу. Я вскочил и двинулся к ней. Дав ход своему бешенству, я упивался им, и мне хотелось еще что-ни­будь сделать необыкновенное, показывающее высокую ступень моего бе­шенства. Мне страшно хотелось бить, убить ее, но я знал, что этого нельзя, чтобы все-таки дать ход своему бешенству — схватил со стола пресс-папье и швырнул его оземь мимо нее. Я очень хорошо целил мимо».

3 Ознакомьтесь с картой наблюдения. Попробуйте провести наблюдение, пользуясь приведенной схемой. Сделайте выводы о достоинствах и недостатках формализованного наблюдения.

Методика наблюдения за словесными воздействиями учителя на уроке (составитель Л.А. Регуш)

Цель: дать характеристику словесных воздействий учителя на уроке.

Алгоритм наблюдения:

а) Фиксация наблюдаемых словесных воздействий ведется по схе­ме (таблица 3), в 4-ую графу записываются слова, обращения, выска­зывания, которые могут быть отнесены к тому или иному виду воздей­ствий; если возникают трудности в отнесении тех или иных высказы­ваний к определенному виду, можно воспользоваться словарем).

Таблица 3.

Схема наблюдения

Ранговое место словесного воздействия при высоком уровне понимания учителем учеников[1] Виды словесных воздействий Ранговое место словесного воздействия при низком уровне понимания учителем учеников Слова, высказывания, обращения, того или иного рода воздействия на уроке Всего воздействий у наблюдаемого учителя Ранговое место воздействий у наблюдаемого учителя
- Нравоучение      
- Нотация      
Обращение по фамилии      
Повышение тона      
- Дисциплинирование-приказ      
- Замечание-вопрос      
- Угроза      
Команда      
- Упрек      
- Просьба      
Распоряжение      
Инструктирование      
Поощрение -      
Юмор -      
Ободрение -      
Диалог -      
Порицание -      
Ирония -      

 

Примечание: в графе 1 приведены ранговые места словесных воздействий, которые характерны для учителей, имеющих высокий уровень понимания учащихся; в графе 3 приведены рантовые места словесных воздействий для учителей, имеющих низкий уровень понимания учащихся.

б) Необходимо записывать словесные воздействия, отсутствующие в схеме, но имеющиеся в речи учителя. Этот материал следует исполь­зовать при проведении анализа и подведении итогов.

в) Обработка результатов наблюдения и формулирование выводов. Подсчитать количество слов-воздействий каждого вида и запи­сать соответствующую цифру в графу 5. Определить ранговое место каждого вида воздействий и проста­вить эти данные в графе 6. Соотнести ранговые места того или иного вида воздействий, ко­торые наблюдались у учителя на уроке, с данными, представленными в графах 1 и 3.

г) Сделать вывод:

а) о наиболее характерных для данного учителя словесных воздей­ствиях на учащихся, принимая во внимание, что 1-4 — высокие, 5-8 —средние, 9-12 — низкие ранговые места того или иного вида воздей­ствий;

б) свидетельствуют ли эти, наиболее характерные виды воздей­ствий учителя о его понимании учащихся, учитывая, что одним из ос­новных показателей коммуникативной культуры является понимание
ученика.

Если проведенная обработка не позволяет определенно дать за­ключение о наиболее характерных словесных воздействиях учителя, то нужно обратиться к тем видам воздействий, которые не указаны в
схеме, но которые вы установили и зафиксировали в ходе наблюдения, и использовать эти данные для разрешения сомнений.

4 На основе изученного материала составьте схему наблюдения за поведением продавца в салоне связи, отразив в ней наиболее значимые показатели профессионального общения менеджера с клиентами.

Список литературы:

1 Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб., 2000.

2 Введение в психодиагностику/под. ред. К.М. Гуревича. М., 1999.

3 Психодиагностика. Шпаргалки/ сост. С.Т.Посохова. СПб., 2007.

4 Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. СПб.: Питер, 2001. 176 с.: ил. (Серия «Практикум по психологии»).