ГЛАВА 1. Эксперимент как метод психологического исследования

Особенности экспериментального исследования. Типы эксперимента и алгоритм проведения. Основные характеристики психологического эксперимента: переменные, выборка, валидность. Виды валидности.

Все методы, применяемые для получения эмпирического материала, можно условно разделить на:

· активные (лабораторный эксперимент и его различные модификации, квазиэксперимент);

· пассивные (наблюдение, клинический метод, метод анализа продуктов деятельности, измерение и корреляционные исследования, метод сбора информации (servey research), «архивное исследование» и т.д.).

Применяя методы первой группы, иссле­дователь активно вызывает явление или процесс, воздействуя на объект. Используя же методы второй группы, он лишь довольствуется регистрацией естественного про­цесса (таблица 2).

Таблица 2.

Формы взаимодействия исследователя и испытуемого в ходе психологического исследования

Исследователь Испытуемый
Выполнение задачи Естественное поведение
Воздействует на процесс Эксперимент Беседа, опрос
Фиксирует естественный процесс Измерение Наблюдение

 

Экспериментальное исследование в психологии отличается от других методов тем, что экспериментатор активно манипулирует независимой переменной, тогда как при прочих методах возможны лишь варианты отбора уровней независимых пе­ременных.

Обычным вариантом экспериментального исследования является на­личие основной и контрольных групп испытуемых.

По формальным основаниям выделяется несколько типов экспериментального исследования:

· исследовательский (поисковый) эксперимент проводится тогда, когда неизвестно, существует ли причинная связь между независимой и зависимой переменными. Поэтому поисковое исследование направлено на проверку гипотезы о наличии или отсутствии зависимости между переменными А и В.

Например, есть ли связь между чтением классики и коэффициентом интеллекта?

· подтверждающий эксперимент проводится, если существует информация о качественной связи между двумя пере­менными; тогда выдвигается гипотеза о виде этой связи. Например, умные люди не обязательно читают больше классической литературы, но можно попытаться выяснить, что чаще всего они читают.

В психологической исследовательской практике для характеристики различных видов экспериментального исследования используются также понятия: «критиче­ский эксперимент», «пилотажное исследование» («пилотажный эксперимент») «полевое исследование» («естественный эксперимент»).

Критический эксперимент проводится для того, чтобы одновременно проверить все возможные гипотезы. Подтверждение одной из них ведет к опровержению всех других возможных альтернатив. Постановка критического экс­перимента в психологии требует не только тщательного его планирования, но и вы­сокого уровня разработки научной теории.

Термин «пилотажное исследование» применяется для обозначения пробного, первого эксперимента или серии экспериментов, в которых апробируются основная гипотеза, подходы к исследованию, план и т.д. Обычно пилотаж проводят перед «большим», трудоемким экспериментальным исследованием, чтобы потом не тра­тить деньги и время попусту. Пилотажное исследование проводится на меньшей выборке испытуемых, по сокращенному плану и без строгого контроля внешних пе­ременных. Надежность данных, получаемых в результате пилотажа, невелика, но его проведение позволяет устранить грубые ошибки, связанные с выдвижением ги­потезы, планированием исследования, контролем переменных и т.д. Например, при создании нового опросника проводится пилотажное исследование с целью выяснить, как на него реагируют респонденты и т.п.

«Полевое» исследование проводится для изучения связи между реальными пере­менными в повседневной жизни (например, между статусом ребенка в группе и ко­личеством его контактов в игре со сверстниками или занимаемой им территории в игровой комнате). По своей сути полевое исследование (или полевой эксперимент) относится к квазиэкспериментам, так как при его проведении нет возможности стро­го контролировать внешние переменные, отбирать группы и распределять внутри них испытуемых, управлять независимой переменной и точно регистрировать зави­симую переменную. Но в некоторых случаях «полевой», или естественный, экспери­мент — единственно возможный способ получения научной информации (в психо­логии развития, социальной психологии, в клинической психологии или психологии труда и т.д.)

Алгоритм экспериментального исследования в целом выглядит так:

1 Выдвигается гипотеза о причинной связи А и В.

2 Проводится поисковый эксперимент.

3 В случае опровержения гипотезы выдвигается другая гипотеза и проводится новый поисковый эксперимент; если же качественная гипотеза подтверждается, выдвигается количественная функциональная гипотеза.

4 Проводится подтверждающий эксперимент.

5 Принимается (или отвергается) и уточняется гипотеза о виде связи между пере­менными.

Приведем основные этапы психологического экспериментального исследования и кратко рассмотрим их содержание.

1 Определение его темы исследования.

2 Работа с научной ли­тературой. Исследователь должен ознакомиться с экспериментальными данными, полученными другими психологами, и попытками объяснения причин заинтересо­вавшего его явления.

3 Уточнение гипотезы и определение перемен­ных. Экспериментальная гипотеза, в отличие от теоретической, должна быть сформу­лирована в виде импликативного высказывания: «Если... то...».

Определение переменных – очень ответственный этап, ведь от того, насколько корректно они подобраны, зависит правдоподобность и валидность, т.е. достоверность полученных данных. Иначе говоря, переменная – это параметр психической или социальной реальности, который исследует экспериментатор. В эксперименте выделяют несколько видов переменных, которые фиксируются в процессе проведения:

· зависимая

· независимая

· побочные – те, чье влияние может изменить результаты эксперимента

· внешние – пол, возраст и иные характеристики испытуемых, которые нужно учитывать при проведении эксперимента.

4 Выбор экспериментального инструментария. Исследователь должен выбрать такой инструмент, который по­зволял бы ему:

а) управлять независимой переменной;

б) регистрировать зависимую переменную.

Речь идет о конкретной методике и аппаратуре психологического эксперимента.

5 Планирование экспериментального исследования является центральным эта­пом всей процедуры. В первую очередь речь идет о выделении внешних переменных, которые могут влиять на зависимую переменную. Планирование необходимо для обеспечения внешней и внутренней валидности эксперимента. Специалисты реко­мендуют многочисленные техники контроля внешних переменных.

6 Выбор экспериментального плана. При ограниченности времени и ресурсов (в том числе финансовых) выбирают максимально простые экспериментальные планы. Исследователь может проводить эксперимент и при участии одного человека. В этом случае он применяет какой-либо из планов исследования для одного испытуе­мого. Если исследователь работает с группой, то он может выбрать ряд планов с использованием экспериментальной и контрольных групп. Простейшими являются планы для двух групп (основной и контрольной). Существуют и более сложные экспериментальные планы.

7 Отбор и распределение испытуемых по группам, проводимые в соответствии с принятым экспериментальным планом. Всю совокупность потенциальных испытуе­мых, которые могут быть объектами данного психологического исследования, обо­значают как популяцию, или генеральную совокупность.

Множество людей или животных, принимающих участие в исследовании, называют выборкой. Состав экс­периментальной выборки должен моделировать, представлять (репрезентировать) генеральную совокупность, поскольку выводы, получаемые в эксперименте, распро­страняются на всех членов популяции, а не только на представителей этой выборки.

8 Проведение эксперимента. В ходе эксперимента исследователь орга­низует процесс взаимодействия с испытуемым, зачитывает инструкцию, проводит, если это необходимо, обучающую серию. Он варьирует независимую переменную (задачи, внешние условия и др.), проводит сам или с помощью ассистента регистра­цию поведения испытуемого.

9 Выбор методов статистической обработки, ее проведение. Обычно методы обработки данных выбираются на стадии планирования экспе­римента или же еще раньше — при выдвижении экспериментальной гипотезы. Экс­периментальная гипотеза преобразуется в статистическую.

10 Выводы и интерпретация результатов завершают исследовательский цикл. Итогом экспериментального исследования является подтверждение или опровер­жение гипотезы о причинной зависимости между переменными: «Если А, то В».

Основные характеристики эксперимента: переменные, выборка, вадидность

Экспериментальные переменные делятся на зависимую, независимую, побочные и внешние.

Независимая переменная — та, которую варьирует экспериментатор с целью обнаружения ее влияния на зависимую переменную. Центральная проблема при проведении экспериментального исследования — выделение независимой переменной и ее изоляция от других переменных.

В качестве независимых переменных в психологическом эксперименте могут выступать:

1) характеристики заданий;

2) особенности ситуации (внешние условия);

3) управляемые особенности (состояния) испытуемого.

Характеристика задания — то, чем может манипулировать экспериментатор бо­лее или менее свободно. Он может варьи­ровать стимулы или материал задания, изменять тип ответа испытуемого (вербаль­ный или невербальный ответ), менять шкалу оценивания и т.д.

К особенностям ситуации следует отнести те переменные, которые непосред­ственно не входят в структуру экспериментального задания, выполняемого испытуе­мым. Это может быть температура в помещении, обстановка, наличие внешнего на­блюдателя и т.д.

Управляемые особенности испытуемых могут быть представлены:

· физическими парамет­рами ситуации: расположение аппаратуры, внешний вид помещения, освещен­ность, звуки и шумы, температура, размещение мебели, окраска стен,

· временем проведения эксперимента (время суток, длительность и т.д.) при условии, что это не является экспериментальным стимулом,

· социально-психологическими параметрами: изоляция — работа в присутствии экспериментатора, работа в одиночку — работа с группой и т.д.,

· особенностями общения и взаимодействия испытуемого (испытуемых) и экспериментатора.

К «организменным переменным», или неуправляемым характеристикам испытуемых, относятся физические, биологические, психологические, социально-психологические и социальные признаки.

Зависимая переменная — та, которая изменяется под влиянием экспериментального воздействия.

Психологи имеют дело с поведением испытуемого, поэтому в каче­стве зависимой переменной часто выбираются параметры вербального или невербального поведения. Исследователь должен максимально конкретизировать зависимую переменную, т.е. добиться того, чтобы она была операционализирована, поддавалась ре­гистрации в ходе эксперимента (нельзя в качестве зависимой переменной выбрать то, что не наблюдаемо: мысли, оценки и т.д.).

Проблема фиксации качественных особенностей поведения решается посред­ством:

· обучения наблюдателей и разработки карт наблюдения;

· измерения фор­мально-динамических характеристик поведения с помощью тестов.

Зависимая переменная должна быть валидной и надежной. Надежность перемен­ной проявляется в устойчивости ее регистрируемости при изменении условий экс­перимента в течение времени.

Валидность зависимой переменной определена только в конкретных условиях эксперимента и применительно к определенной ги­потезе.

Можно выделить три типа зависимых переменных:

1) одномерную, при которой регистрируется лишь один пара­метр, и именно он считается проявлением зависимой переменной (между ними су­ществует функциональная линейная связь), например, при изучении времени простой сенсомоторной реакции;

2) много­мерную - например, уровень интеллектуальной продуктивности проявляется во вре­мени решения задачи, качестве решения, трудности решенной задачи;

3) фундаментальную. Когда известно отношение меж­ду отдельными параметрами многомерной зависимой переменной, эти параметры рас­сматриваются в качестве аргументов, а сама зависимая переменная — в качестве функции. Например, фундаментальное измерение уровня агрессии F(a) рассматри­вается как функция отдельных ее проявлений: мимики, пантомимики, брани, ру­коприкладства и др.

Существует еще одно важное свойство зависимой переменной, а именно сензитивность (чувствительность) зависимой переменной к изменениям независимой.

Побочные переменные – все те, чье влияние может изменить результаты эксперимента (например, освещение в комнате, чувство голода у испытуемого, тревога и пр.). К числу побочных, полностью не устранимых переменных, относят влияние фактора времени, фактор задачи, фактор индивидуального раз­личия.

Поскольку в эксперименте значительно влияние экспериментатора, принято говорить о контроле за переменными в ходе эксперимента.

Контроль неза­висимой переменной состоит в ее активном варьировании или знании закономерности ее изменения.

Контроль зависимой переменной заключается в ее четкой фиксации.

Самая большая проблема заключается в контроле побочных переменных, которые могут исказить результаты эксперимента. Существует несколько основных приемов контроля за внешними («побочными») переменными:

· элиминация внешних переменных;

· константность условий;

· балансировка;

· контрбалансировка;

· рандомизация.

Элиминация. Наиболее простой по сути, но не по возможностям осуществле­ния, «радикальный» способ контроля. Экспериментальную ситуацию конструируют таким образом, чтобы исключить какое-либо присутствие в ней внешней перемен­ной.

Создание константных условий. Если внешние переменные не удается ис­ключить из экспериментальной ситуации, то исследователю приходится делать их неизменными.

Балансировка. В тех случаях, когда отсутствует возможность создать константные условия проведения эксперимента или константности условий недо­статочно, применяют технику балансировки эффекта от действия внешних перемен­ных. Она состоит в том, что в дополнение к экспериментальной группе в план экспе­римента включается контрольная группа. Экспериментальное исследование конт­рольной группы проводится в тех же условиях, что и исследование эксперименталь­ной. При балансировке каждый испытуемый получает лишь одно экспериментальное воздействие: внешняя переменная балансируется за счет выявле­ния эффекта ее действия на членов экспериментальной группы по сравнению с эффектом, полученным при исследовании контрольной группы.

Контрбалансировка. Этот прием контроля побочной переменной чаще всего применяют тогда, когда эксперимент включает в себя несколько серий. Испы­туемый оказывается в разных условиях последовательно, и предыдущие условия могут изменять эффект воздействия последующих условий. Техника контрбалансировки заключается в том, что каждый испытуемый получает более чем один вариант воздействия (АВ или ВА) и эффект последовательности целенаправленно распределяется на все экспериментальные условия.

Рандомизация. Рандомизацией называ­ется процедура, которая гарантирует равную возможность каждому члену популя­ции стать участником эксперимента. Каждому представителю выборки присваива­ется порядковый номер, а выбор испытуемых в экспериментальную и контрольную группы проводится с помощью таблицы «случайных» чисел. Рандомизация являет­ся способом, позволяющим исключить влияние индивидуальных особенностей ис­пытуемых на результат эксперимента.

Экспериментальная выборка

Психолог-экспериментатор в большинстве случаев изучает какую-то определенную выборку людей, которая всегда отбирается из большей по численности группы. Такая группа называется в статистике генеральной совокупностью.

Если бы все люди (или животные) были похожи друг на друга, а в идеале оказались бы совершенно одинаковыми, то не возникло бы никаких проблем. Эксперимент можно провести с участием одного ис­пытуемого, а полученные результаты применить для объяснения поведения всех других людей. Но люди различаются по полу, возрасту, расе, национальности, принадлежности к той или иной культуре или религии, социальному и экономиче­скому положению и т.д. Следовательно, простая генерализация (обобщение) дан­ных, полученных при исследовании одного испытуемого, невозможна.

Если психологическому исследованию (наблюдению, изме­рению, эксперименту) подвергаются все представители изучае­мой генеральной совокупности, то такое исследование называ­ют полным, или сплошным. Предполагается, что в соответствии с задачами, гипотезами и планом полное обследование генеральной совокупности позволяет получить исчерпывающую информацию об изучаемых в ней психологических закономерностях. (например, исследование особенностей личности больных инфекционного отделения городской больницы №1. Мы получим исчерпывающую информацию, т.к. генеральная совокупность равна численности больных, находящихся в отделении).

Если психолог производит выбор ограниченного числа эле­ментов из изучаемой (генеральной) совокупности, то такое ис­следование называют частичным, или выборочным.

Выборкой называется любая подгруппа элементов (испытуе­мых, респондентов), выделенная из генеральной совокупности для проведения эксперимента. При этом отдельный индивид из выборки, с которым работает психолог, называется испытуемым (респондентом). Экспериментатор должен создать модель идеального объекта экс­периментального исследования для своего частного случая и по возможности его описать. Выборка должна как можно более полно отражать характеристики изучаемой генеральной совокупности.

Объем выборки, обычно обозначаемой буквой n, может быть любым, но не меньшим чем два респондента. В статистике раз­личают

· малую (n < 30),

· среднюю 30 < n < 100,

· большую вы­борку (n > 100).

В прикладных исследованиях свобода психолога ограничена уже тем, что объект известен с самого начала (например, 3В класс или коллектив НИИ гигиены).

Выборки называются независимыми (несвязными), если процедура эксперимента и полученные результаты измерения некоторого свойства у испытуемых одной выборки не оказывают влияния на особенности протекания этого же эксперимента и результаты измерения этого же свойства у испытуемых (респонден­тов) другой выборки (например, 3В и 3Г классы, один из которых – экспериментальный, а другой – контрольный).

И напротив, выборки называется зависимыми (связными), если процедура эксперимента и полученные результаты измерения некоторого свойства, проведенные на одной выборке, оказывают влияние на другую. Следует подчеркнуть, что одна и та же группа испытуемых, на которой дважды проводилось психологическое обследование (пусть даже разных психологических качеств признаков особенностей), по определению оказывается зависимой, или связной выборкой (например, уровень образования родителей и уровень воспитанности детей).

К выборке применяется ряд обязательных требований, определенных прежде всего целями и задачами исследования:

· Критерий однородности выборки. Он означает, что психолог, изучая, например, подростков, не может включать в эту же выборку взрослых людей. Напротив, исследование, выполненное методом возрастных срезов, принципиально предполагает наличие разновозрастных испытуемых. Однако и в этом случае должна соблюдаться однородность выборки, но уже по другим критериям — в первую очередь таким, как возраст и пол.

· Содержательный критерий (критерий операциональной валидности). Напом­ним, что операциональная валидность определяется соответствием эксперимен­тального метода проверяемой гипотезе. Подбор экспериментальной группы должен определяться предметом и гипотезой исследования. Бессмысленно проверять сте­пень развития произвольного запоминания у годовалых и двухлетних детей или вы­яснять, в какой мере уровень интеллекта группы московских бомжей влияет на вы­бор того или иного кандидата в Государственную думу.

· Критерий эквивалентности испытуемых (критерий внутренней валидности). Результаты, полученные при исследовании экспериментальной выборки, должны распространяться на каждого ее члена. То есть мы должны учесть все значимые характеристики объекта исследования, различия в выраженности которых могут су­щественно повлиять на зависимую переменную. Допустим, необходимо проверить влияние ситуативной тревожности детей на скорость овладения школьными навы­ками. В этом случае состав экспериментальной группы должен быть подобран так, чтобы в нее входили дети с одинаковым уровнем развития интеллекта. Если же это не удается сделать, то при обработке данных используется нормировка результатов на величину значимого параметра.

· Критерий репрезентативности (критерий внешней валидности). Состав экспериментальной выборки должен представлять (моделировать) генеральную совокупность, поскольку выводы, полученные в эксперименте, предполагается в дальнейшем перенести на всю генеральную совокупность. Поэтому выборка должна обладать особым качеством — репрезентативностью, позволяющим распространить полученные на ней выводы на всю генеральную совокупность.

Репрезентативная выборка или предста­вительная выборка — это такая выборка, в которой все основные признаки генеральной совокупности представлены приблизительно в той же пропорции и с той же частотой, с которой данный признак выступает в данной генеральной совокупности. Иными словами, репрезентативная выборка представляет собой меньшую по размеру, но точную модель той генеральной совокупности, которую она должна отражать.

Существуют теоретические и статистические критерии репрезентативности выборки испытуемых. Группа лиц, участвующих в эксперименте, должна представ­лять всю часть популяции, по отношению к которой мы можем применять данные, полученные в эксперименте. Главная проблема состоит в том, чтобы определить, на какие другие интересующие нас группы можно распростра­нить результаты проводимого нами исследования.

Репрезентативность выборки очень важна, тем не менее по объективным причинам соблюдать ее крайне сложно. Так, хорошо известен факт, что от 70% до 90% всех психологических исследований поведения человека проводились в США в 60-х годах XX века с испытуемыми студентами колледжей, причем большинство из них были студентами психологами. В лабораторных исследованиях, выполняемых на животных, наиболее распространенным объектом изучения являются крысы. Поэтому неслучайно психологию называли раньше наукой о студентах второкурсниках и белых крысах. Студенты психологических колледжей составляют всего 3% от общей численности населения США. Очевидно, что выборка студентов не репрезентативна в качестве модели, претендующей на представительство всего населения страны.

Иногда невозможно найти способ создания репре­зентативной группы. Тогда используется метод приближенного моделирования. В частности, исследование может проводиться при участии студентов 2-го курса университета, а данные приписываются всем людям, или «людям в возрасте от 17 до 21 года», или «людям со средним образованием в возрасте от 17 до 21 года» и т.д. В той степени, в какой выборка является репрезентативной, выводы, основанные на изучении этой выборки, можно с большой долей уверенности считать применимыми ко всей генеральной совокупности. Это распространение результатов называется генерализацией. Чем меньше генерализация, т.е. чем точнее набор критериев, описывающих попу­ляцию, на которую распространяются выводы о характеристиках эксперименталь­ной выборки, тем выше внешняя валидность эксперимента.

Возникает закономерный вопрос, как сформировать репрезен­тативную выборку? Опишем два метода, обеспечивающие репрезентативность выборки

· Метод простой случайной выборки. В этом случае выборка состоит из элементов, отобранных из гене­ральной совокупности таким образом, чтобы каждый элемент этой совокупности имел равные возможности (равную веро­ятность) попасть в выборку. Полученная таким образом выборка называется простой случайной выборкой. Получить простую случайную выборку можно путем обычной жеребьевки (по аналогии с лотереей) или с помощью специаль­ных таблиц случайных чисел. Данная процедура трудно осуществима, поскольку для ее реали­зации необходимо учитывать каждого представителя генеральной совокупности.

· Метод стратифицированной случайной выборки. Для этого необходимо разбить элементы гене­ральной совокупности на страты (группы) в соответствии с не­которыми характеристиками. Например, при обследовании спро­са на некоторый товар генеральную совокупность желательно разбить на группы, различающиеся по величине дохода, соци­альной принадлежности или даже по месту жительства (город, деревня). Если произведена подобная разбивка совокупности и случайная выборка производится отдельно из каждой группы (страты), то полученная в итоге выборка носит название стра­тифицированной случайной выборки. В экспериментальную выборку отбира­ются испытуемые с соответствующими характеристиками так, чтобы в ней были равно представлены лица из каждой страты. Чаще всего используются следующие характеристики: пол, возраст, политические предпочтения, образование и уровень доходов. Эту стратегию применяют психодиагносты при разработке тестов, педаго­гические психологи, ею же пользуются социологи и социальные психо­логи при опросах общественного мнения, исследовании социальных установок и т.д. Как определяется объем выборки? Подчеркнем, что он зави­сит, прежде всего, от задач исследования. Психолог может изучать единичные случаи, если те по каким-либо причинам представ­ляют особый интерес для науки. Так, например, строится работа с одаренными детьми, каждый из которых, как правило, имеет свои неповторимые особенности. Предметом отдельного иссле­дования могут служить также редкие или уникальные случаи на­рушения развития. В частности, пристальное внимание известно­го ученого П.К. Анохина и его сотрудников было сосредоточено на изучении особенностей функционирования организма срос­шихся сиамских близнецов Маши и Даши.

Эксперимент с одним испытуемым проводится тогда, когда:

1 индивидуальными различиями можно пренебречь, исследование чрезвычайно велико по объему и включает множество экспериментальных проб;

2 испытуемый — уникальный объект, например гениальный музыкант или творчески одаренный шахматист;

3 от испытуемого требуется особая компетентность при проведении исследования (экс­перимент с обученными испытуемыми);

4 повторение данного эксперимента с уча­стием других испытуемых невозможно.

Чаще исследование проводится с экспериментальной группой, в кото­рой все испытуемые объективно различны, но отобраны и распределены по подгруп­пам с помощью той или иной стратегии. Когда психолог ставит целью изучение характеристик, прису­щих многим представителям генеральной совокупности», возника­ет вопрос о наиболее приемлемом объеме выборки. В этих случаях очевидно, что бо́льший объем выборки позволяет получить бо­лее надежные результаты. Кроме того, объем выборки зависит от тех статистических ме­тодов, которые предполагается использовать. Одни методы требу­ют большого количества испытуемых, другие могут применяться при относительно небольшом количестве. Напри­мер, некоторые непараметрические критерии различий могут ис­пользоваться при сравнении групп численностью в 5-7 человек, а факторный анализ наиболее адекватен, если объем выборки со­ставит около 100 человек. Для психологических исследований рекомендуется использо­вать экспериментальную и контрольную группы, так чтобы чис­ленность обеих сравниваемых групп была не менее 30-35 испы­туемых в каждой.

Виды валидности

Понятие «валидность» ввел в употребление Д. Кэмпбелл. Различают внутреннюю и внешнюю валидность эксперимента. Существуют также конструктная и операциональная валидности.

Внутренняя валид­ность характеризует меру влияния на изменение зависимой переменной тех усло­вий (независимой переменной), которые варьирует экспериментатор. Чем больше влияют на изменение зависимой переменной неконтролируемые исследователем условия, тем ниже внутренняя валидность эксперимента. Высокая внутренняя валидность — главный признак хорошего эксперимента. Внутренняя валидность тем выше, чем больше веро­ятность того, что экспериментальный эффект (изменение зависимой переменной) вызван изменением независимой переменной.

Кэмпбелл выделил несколько основных факторов, нарушающих внутреннюю валид­ность эксперимента.

1 Селекция — неэквивалентность групп по составу, которая вызывает системати­ческую ошибку в результатах (например, исследуются группы младших школьников, но одни из нормальных классов, а другие — из класса коррекции)

2 Статистическая регрессия — частный случай ошибки селекции, когда группы отбирались на основе «крайних» показателей (допустим, брали очень глупых и очень умных детей, а считалось, что взяли «середнячков»).

3 Экспериментальный отсев — неравномерное выбывание испытуемых из сравни­ваемых групп, приводящее к неэквивалентности групп по составу.

4 Естественное развитие — изменение испытуемых, являющееся следствием те­чения времени, без связи с конкретными событиями изменение состояния (голод, усталость, болезнь и др.), свойств индивида (возрастные перемены, накоп­ление опыта и т.п.). Также на нарушение внутренней валидности влияет большое количество побочных переменных.

Внешняя валидность определяет, в какой мере результаты, полученные в экспе­рименте, будут соответствовать жизненной ситуации, послужившей «первообра­зом» для эксперимента.

Кроме того, внешняя валидность характеризует воз­можность обобщения, переноса результатов, полученных в эксперименте, на весь класс жизненных ситуаций, к которым принадлежит «первообразная», и на любые другие.

В принципе возможны такие эксперименты, которые не со­ответствуют никаким реальным жизненным ситуациям, а служат лишь для провер­ки гипотез, источником которых является развитая теория. Например, эксперименты по сенсорной депривации или выра­ботке классических условных рефлексов у собак не соответствуют никакой жизненной ре­альности.

Внешняя валидность иногда трактуется как характеристика эксперимента, опре­деляющая возможность переноса (обобщения) полученных результатов на различ­ные времена, места, условия и группы людей (или животных). Однако возможность переноса является следствием двух причин:

соответствия условий эксперимента его «первообразной» жизненной ситуации («репрезентативность» эксперимента) (например, исследование мотивации учащихся – репрезентативный эксперимент, т.к. все учащиеся находятся в ситуации учебной деятельности и так или иначе мотивированы на учебу);

типичности самой «первообразной» ситуации для реальности («репрезентатив­ность» ситуации). Выбранная для моделирования в эксперименте ситуация может быть совершенно нерепрезентативной с точки зрения жизни той группы испытуе­мых, которая участвует в эксперименте, или являться редкой и нетипичной (например, исследование поведения в экстремальных ситуациях пенсионеров села Банниково).

Кэмпбелл называет главные причины нарушения внешней валидности:

1 Эффект тестирования — уменьшение или увеличение восприимчивости испы­туемых к экспериментальному воздействию под влиянием тестирования.

2 Условия проведения исследования. Они вызывают реакцию испытуемого на экс­перимент. Следовательно, его данные нельзя переносить на лица, не принимав­шие участия в эксперименте, этими лицами является вся генеральная совокуп­ность, кроме экспериментальной выборки.

3 Интерференция экспериментальных воздействий. Испытуемые обладают памя­тью и обучаемостью. Если эксперимент состоит из нескольких серий, то первые воздействия не проходят для них бесследно и сказываются на появлении эффек­тов от последующих воздействий.

В реальной практике редко возникает возможность провести «правильное» исследование по всем законам и с учетом всех условий и требований. В действительности чаще оказывается невозможным подобрать репрезентативные выборки, исключить эффекты селекции, выбывания, да и возможность переноса результатов на всю популяцию зачастую оказывается нереальной. Поэтому в психологии разработаны так называемые планы квазиэкспериментов.

Квазиэкспериментом является любое исследование, направленное на установ­ление причинной зависимости между двумя переменными («если А, то В»), в кото­ром отсутствует предварительная процедура уравнивания групп или «параллельный контроль» с участием контрольной группы заменен сравнением результатов не­однократного тестирования группы (или групп) до и после воздействия. Выбираются две естественные группы, например два параллельных школьных класса. Обе группы тестируются. Затем одна группа подвергается воздействию (ста­вится в особые условия деятельности), а другая — нет. Через определенное время обе группы проходят тестирование повторно. В педагогической практике большинство исследований проведено по типу квазиэкспериментальных.

Кэмпбелл ввел еще одно важное понятие, а именно — конструктную валид­ность. Конструктная валидность характеризует правильность обозначения (интерпретации) причины и экспериментального эффекта с помощью абстрактных терминов из обыденного языка или формальной теории. Кэмпбелл отмечает, что установление внутренней валидности требует отбраковывания альтернативных объяснений связи между зависимой и независимой пере­менными. Установление конструктивной валидности требует отказа от альтерна­тивных интерпретаций соотношения причины и следствия с понятиями, взятыми из той или иной теории. Таким образом, конструктная валидность определяется правильно­стью употребления терминов той или иной теории при интерпретации данных экс­перимента (рисунок 4).

На основе теории выдви­гается гипотеза, которая в конечном счете и проверяется в эксперименте. Методи­ки и план эксперимента должны соответствовать проверяемой гипотезе — степень этого соответствия и характеризует операциональную валидность.

Например, исследовать степень притязаний с помощью анализа степени привлекательности спутника (спутницы) испытуемого нельзя.

Рисунок 4 — Виды валидности в эксперименте

Контрольные вопросы:

1 Зачем применяется контрольная группа?

2 Для чего нужны процедуры балансировки и контрбалансировки?

3 В чем отличие дополнительной переменной от независимой переменной?

4 Какие факторы нарушают внутреннюю валидность эксперимента, а какие — внешнюю?

5 Какие методы отбора и распределения испытуемых по группам применяются при организации эксперимента?

6 В чем особенности квазиэксперимнта?

Практические задания:

1 Составьте план любого эксперимента и сформулируйте гипотезы (по материалам книги Кох Р. «40 исследований, которые потрясли психологию»). Также выделите переменные и обоснуйте свою точку зрения.

2 Проведите методику Лачинса в группе и обсудите получившиеся результаты.

Список литературы:

1 Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб: Издательство «Питер», 2000. 320 с.: ил. (Серия «Учебник нового века»)

2 Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М.: Академия, 2005. 367с.

3 Кох Р. 40 исследований, которые потрясли психологию. М.: Евро-Прайм, 2008. 510с.

4 Эксперимент и квазиэксперимент в психологии: учебное пособие/под ред. Т.В. Корниловой. СПб.: Питер, 2004. 254с.