Вторая веха: Самостоятельность и соподчинение мотивов

Для того чтобы взрослеющий человек осознал себя личностью в полном смысле этого слова, он нуждается в самостоятельном управлении собственной жизнью, нуждается в том, чтобы самому решать, что для него важно, какие решения принимать, и что в личной жизни ставить на первое место.

Стадия возросшей ответственности и новых возможностей наступает примерно в подростковом возрасте. Второе рождение личности носит еще более индивидуальный характер, чем предыдущее. Один подросток уже в одиннадцать лет может быть самостоятельным человеком, с которым даже взрослые считают необходимым посоветоваться, а другие до восемнадцати лет не желают принимать ответственность за свои поступки или ведут себя, как капризные дети.

Несмотря на индивидуальные особенности личностного формирования, социум ставит ко всем на этапе взросления довольно жесткие требования. Подростку приходится самому согласовывать свое отношение к учебе с требованиями школы, самому выбирать, с кем дружить, к какой группе примкнуть, чему уделить внимание в свободное время. К окончанию школы актуализируется вопрос выбора профессии и приоритета профессионального учебного заведения. Так образуется внутренняя позиция, которая станет центральным стержнем в дальнейшем личностном развитии.

Тот, кто своевременно научается проявлять самостоятельность, кто осознает, что ему нужно поставить на первое место, а от чего нужно отказаться вообще, кто может, еще будучи подростком, выстроить иерархию мотивов – тот более быстро и качественно преодолевает стадию второго рождения (ее также называют кризисом подросткового возраста). Но самое главное — то, что благополучно пройденная вторая веха создает благоприятные условия для дальнейшего формирования зрелой личности.