ГЛАВА 2. Морально-этические нормы проведения психологического исследования
Этические проблемы, связанные с требованиями к психологу. Этические проблемы обеспечения прав обследуемого. Этический кодекс психолога-исследователя.
Морально-этическая проблематика вплоть до конца XX в. не была злободневной для отечественной психологической диагностики, в то время как на Западе создавались и обсуждались разнообразные этические нормы, стандарты, кодексы. В нашей стране вопросы этики практической работы почти не затрагивались психологами.
Отчасти это объясняется неразвитостью самой психологической диагностики, ее относительно недавним возрождением, вследствие чего пока еще многое в ней не рассматривается, не обсуждается, не решается. Вторая причина — отсутствие достаточного числа профессионалов, которые дорожат званием психолога и стремятся поднять престиж прикладной психологии. Большое число случайных людей, занявших должности психологов без значимых оснований и бросающих тень на психологию своей неквалифицированной активностью, не только не понимают этических проблем в работе психолога, но и не заинтересованы в их обсуждении.
Между тем, чтобы предотвратить неправильное употребление диагностических методик и ошибки в диагнозе, необходимо соблюдать ряд предосторожностей, касающихся как самих методик, так и тех, кто их создает, распространяет и применяет. Вопросы этического и правового регулирования работы психолога-исследователя в других странах, в частности в Америке, решаются посредством действующих этических стандартов, кодексов, которые постоянно пересматриваются, уточняются, совершенствуются, обновляются. Так, Американская психологическая ассоциация (АПА) официально приняла первый кодекс профессиональной этики в 1953 г., последний появился в 1992 г.
Практическое психологическое исследование, или психодиагностика, — это весьма сложная и ответственная область профессиональной деятельности психологов. Она требует соответствующего образования, профессионального мастерства и может затрагивать судьбы людей, например, когда на ее основе ставится медицинский или судебно-психологический диагноз, осуществляется конкурсный отбор или прием на работу. В этой связи к самой психодиагностике и к исследователям предъявляют ряд социально-этических требований. Одни из них касаются распространения и использования методик, другие – их применения.
В ряде стран существуют юридические ограничения на распространение и использование психологических тестов. Они включают и обязательные нормы:
· Право приобретения и последующего использования методик диагностики должно предоставляться лицам, имеющим определенную квалификацию. Доступ к таким методам должен быть ограничен теми людьми, кто имеет профессиональную заинтересованность и гарантирует их правильное использование.
· Психологические тесты, используемые для профотбора и экспертизы, запрещены к публикации в СМИ, чтобы ими не могли воспользоваться люди ненадлежащей квалификации во избежание искажений, связанных со знанием методики.
Вопросы распространения и использования диагностических методик должны составлять и в нашей стране большую часть этических стандартов, или кодекса профессиональной этики, как это практикуется в других странах, в частности, в Америке.
К применению методик на практике также выделяется ряд требований, предъявляемых к исследователю:
· хорошая теоретическая подготовка,
· доскональное знание психодиагностических методик и правил их применения,
· наличие достаточного опыта практического использования соответствующих методик.
Любая психодиагностическая методика появляется и развивается на базе некоторой психологической теории того объекта, для диагностики которого предназначена. Тесты интеллекта, например, опираются на научные представления о его природе, структуре, значении и жизненных проявлениях. Тесты личности исходят из определенной теории личности, включающей в себя ее научное определение, понимание структуры, развития и признаков, по которым можно объективно судить о личности данного человека. Каждая психодиагностическая методика обогащена и одновременно обеднена (ограничена) той теорией, с которой она связана. Зная соответствующую теорию хорошо, можно в рамках данной теории делать далеко идущие выводы об изучаемом объекте, нередко выходящие за пределы того, что непосредственно диагностируется. Поэтому обязательным для правильного применения любого психодиагностического метода является знание теории, на которую он опирается. Без этого исследователь может совершить серьезные ошибки в анализе и интерпретации результатов обследования людей.
Доскональное владение методикой предполагает умения и навыки, касающиеся процедуры предъявления методики испытуемым, анализа и интерпретации данных. Ни один психологический тест нельзя использовать до тех пор, пока исследователь все это хорошо не усвоил и хотя бы раз не проверил данный тест на самом себе или на другом человеке. Каким бы хорошим сам по себе ни был тест, при его применении обязательно необходимо учитывать ситуацию, индивидуальные особенности испытуемых, их актуальное состояние и многие другие релевантные психодиагностике факторы.
Немаловажное значение имеет достаточный опыт практического применения соответствующей психодиагностической методики. В особенности это касается проективных и ряда других методик, использующих контент-анализ, интуитивные или нестандартные процедуры анализа и интерпретации результатов, зависящие от экспериментатора, его состояния. Опыт применения таких психодиагностических методик должен быть непрерывным, так как длительные перерывы ведут обычно к утрате необходимых знаний, умений и навыков и к снижению качества работы с методикой.
Встает вопрос, кого же считать квалифицированным психологом-исследователем? В связи с разнообразием областей исследования и, следовательно, со специализацией в подготовке, ни один психолог не является одинаково квалифицированным во всех областях. Требование, чтобы диагностические методики использовались только достаточно квалифицированным экспериментатором, является первым шагом по защите индивида от их неправильного использования. Конечно, необходимая квалификация меняется в зависимости от типа диагностической методики. Так, для правильного применения индивидуальных тестов интеллекта и большинства личностных тестов и опросников требуется относительно долгий период интенсивного обучения, в то время как для тестирования достижений в учебной и профессиональной деятельности нужна минимальная специальная психологическая подготовка или самообразование, поэтому ряд психологических мероприятий может выполнить педагог, не имеющий специализированного образования.
Психолог должен знать границы своей компетентности и сферу применения своих методов и не предлагать те методики, а также не использовать ту технику, которые не удовлетворяют профессиональным стандартам, установленным в отдельных областях.
Кроме того, на Западе видят различие, существующее между психологом, работающим в системе научных или государственных учреждений (например, в школе, университете, клинике или государственных органах), и психологом, занятым самостоятельной практической деятельностью. Поскольку самостоятельно практикующий психолог более независим от оценок и суждений квалифицированных коллег, чем психолог, работающий в учреждении, он, по представлениям Американской психологической ассоциации, должен отвечать более высоким требованиям.
Уровень квалификации проявляется и при интерпретации результатов.
Известно, что результаты исследования чувствительны ко множеству условий его проведения. Поэтому психолог делает выводы или дает рекомендации только после рассмотрения диагностической оценки (или оценок) в свете дополнительной информации, касающейся индивида. Главное же, он должен быть достаточно осведомлен в науке о человеке, чтобы уберечься от неоправданных выводов в ходе интерпретации полученных оценок. Если диагностирование проводится людьми других профессий, существенно, чтобы имелся квалифицированный психолог-консультант, который помог бы обеспечить необходимые условия для правильной процедуры и последующей правильной интерпретации диагностических оценок.
Баллы по тесту могут быть правильно поняты только в свете всех соответствующих знаний относительно тех областей психики, которые тест должен измерить.
Этические проблемы обеспечения прав обследуемого
Все требования, предъявляемые при психологическом исследовании человека, можно свести к ряду основных морально-этических принципов:
1 Принцип соблюдения тайны или конфиденциальности предполагает неразглашение результатов обследования без персонального согласия на это того лица, с которым проводилась психодиагностика. Этот принцип, прежде всего, касается совершеннолетних людей. В настоящее время усилилось осознание индивидом собственного права на доступ к результатам своего обследования. Испытуемый должен иметь возможность комментировать содержание своего ответа и в случае необходимости разъяснять или исправлять фактическую информацию. Если обследование проводится в учреждении (например, в школе, суде или при оформлении на работу), индивид должен быть заранее проинформирован о том, как будут использоваться результаты исследования, и об их доступности тем лицам, кто в них заинтересован.
Если речь идет о несовершеннолетних, например о детях до старшего школьного возраста, то на разглашение результатов их психодиагностики обязательно требуется согласие родителей или заменяющих их лиц, несущих моральную и юридическую ответственность за детей. Исключение составляют лишь случаи, когда психодиагностика проводится в научных целях как часть экспериментального исследования, но даже тогда не рекомендуется указывать в публикациях точные имена и фамилии испытуемых.
Один из этических вопросов конфиденциальности обследования школьников состоит в том, сообщать ли родителям ученика результаты тестирования. Исследователи считают, что важнее определить, как это делать. Обычно родители имеют законное право на получение информации о своем ребенке. Чаще всего они хотят получить такую информацию. Кроме того, в некоторых случаях школьная неуспеваемость ребенка или затруднения эмоционального характера могут возникать из-за взаимоотношений между ребенком и родителями. В таких условиях контакт консультанта, психолога-диагноста с родителями имеет первостепенное значение как для того, чтобы понять причины полученных результатов, так и для того, чтобы установить с родителями сотрудничество.
Другая проблема относится к сохранению диагностических данных в учреждениях. Данные об индивидах, получаемые и сохраняемые в течение длительного времени, могут быть очень полезными не только для исследовательских целей, но и для консультирования самого индивида. Однако их ценность предполагает правильное использование и правильную интерпретацию. В случаях, когда данные получены либо для длительного использования в интересах индивида, либо для научных целей, для предотвращения неправильного их применения необходимо, чтобы доступ к ним находился под чрезвычайно строгим контролем
2 Принцип научной обоснованности требует от психодиагностической методики, чтобы она была валидной и надежной, то есть давала такие результаты, которым можно доверять.
3 Принцип ненанесения ущерба предполагает, что результаты психодиагностики ни в коем случае нельзя использовать во вред тому человеку, который ей подвергается. Если психодиагностика проводится в целях конкурсного отбора или при приеме человека на работу, то данный принцип применяется вместе с принципом открытости результатов психодиагностики для обследуемого, который требует информации о том, какие психические особенности у него будут тестироваться, каковы результаты его обследования, а также о том, кем и каким образом они будут использованы.
Вопрос, возникающий при использовании личностных тестов, связан с посягательством на тайну личности. Для зарубежных диагностов это больной вопрос, поскольку о сущности некоторых тестов, раскрывающих эмоциональные и мотивационные особенности, а также установки личности, субъекту не сообщается: он может проявить эти черты в ходе тестирования, не осознавая, что он это делает.
Для эффективности обследования может быть необходимо держать испытуемого в неведении относительно специфических способов, которыми будут интерпретироваться его ответы на тест. Однако личность не должна подвергаться какому-либо обследованию обманным путем. В связи с этим первостепенное значение имеет обязательное ясное понимание испытуемым способов и целей использования его диагностических результатов.
И интеллектуальные тесты, и тесты способностей, и тесты достижений могут обнаружить такие недостатки в знаниях, которые индивид предпочитает не раскрывать. Кроме того, любое наблюдение за поведением индивида во время интервью, беседы и других исследований может открыть такую информацию, которую он сам не знал или которую предпочитал скрывать. Таким образом, любые методы психологического исследования, а не только тесты, таят в себе возможность проникновения в тайну личности.
Какова бы ни была цель обследования, сохранение тайны личности, по мнению А. Анастази, включает два центральных понятия: релевантность и информированное согласие. Информация, которую предоставляет индивид, должна соответствовать (быть релевантной) цели диагностирования. Важность этого принципа состоит в том, что все практические усилия должны быть направлены на установление валидности методики для конкретной диагностической или прогностической цели, с которой она применяется. Только инструмент, валидный данной цели, обеспечивает релевантную информацию.
Понятие «информированное согласие» заключается в следующем: обследуемый должен быть осведомлен о цели обследования и характере возможных данных, которые могут быть получены, а также о дальнейшем способе их употребления. Однако ему не могут быть показаны образец теста или бланк протокола, так как такая информация обычно делает тест недейственным, лишает его силы.
При правильных взаимоотношениях и взаимном уважении психолога и обследуемого число отказов от участия в диагностировании может быть сведено к незначительному количеству.
4 Принцип объективности выводов требует, чтобы они были научно обоснованными, т.е. являлись результатом тестирования, проведенного при помощи валидных и надежных методик, а не зависели от субъективных установок тех, кто проводит обследование или пользуется его итогами. Психологи указывают, что важно правильно сообщать результаты обследования испытуемым. Их нужно сопровождать объяснениями. Независимо от того, в каком виде сообщаются тестовые данные, важное условие заключается в том, чтобы предоставить их не только в числовой форме, но и такими словами, которые были бы понятны любому клиенту. Особенно существенно соблюдать это условие для тестов интеллекта, которые чаще интерпретируются неверно, чем тесты достижений. При сообщении результатов любых диагностических методов желательно принимать во внимание индивидуальные характеристики, особенности того человека, кому передается информация. Это касается не только его образовательного уровня, но и ожидаемой эмоциональной реакции на информацию.
Когда индивиду сообщают его диагностические результаты, следует сопровождать их интерпретацией, которую составлял компетентный психолог, а также создать благоприятные возможности для индивидуальной консультации каждого, кто может быть эмоционально обеспокоен такой информацией. Развитие серьезных личностных нарушений может быть ускорено, если индивиду с нарушениями психического здоровья сообщить его оценку по личностному тесту. Такие вредные воздействия могут возникать независимо от того, правильной или неправильной является сама оценка. Даже в том случае, если обследование было тщательно проведено, а полученные оценки правильно интерпретированы, их знание без возможности обсудить их в дальнейшем может быть вредным для индивида.
5 Принцип эффективности предлагаемых рекомендаций предполагает, что они обязательно должны быть полезными для того человека, которому даются. Не разрешается, например, предлагать человеку, исходя из результатов тестирования, такие практические советы, которые для него бесполезны или могут привести к нежелательным, непредсказуемым последствиям.
Этический кодекс психолога-исследователя
Психолог должен придавать большое значение достоинству каждого отдельного человека и ценности его бытия. Он принимает на себя обязательство улучшать понимание человеком самого себя и других людей. Следуя этим обязательствам, он охраняет благополучие каждого человека, который может нуждаться в его помощи, а также любого человека, который может быть объектом его изучения. Он не только сам не использует свое профессиональное положение или связи во вред обследуемого, но и сознательно не позволяет воспользоваться результатами своего труда другим с целью, несовместимой с ценностью этических эталонов.
Среди основных положений, которые могут составлять этический кодекс психолога-диагноста, в первую очередь должны быть названы:
1) благополучие обследуемого индивида;
2) ответственность, в основе которой объективность;
3) моральные и правовые стандарты, соответствующие моральным требованиям общества;
4) корректность и сдержанность в публичных заявлениях;
5) конфиденциальность, гарантирующая сохранность информации об индивиде;
6) отношения с обследуемым, основанные на доверительности, информировании его о цели обследования и о последующем характере использования результатов;
7) неразглашение результатов обследования;
8) меры предосторожности в обследованиях;
9) условия, возможности применения и ограничения в публикации методик;
10) интерпретация диагностических результатов.
Контрольные вопросы:
1 Как должны приобретаться диагностические методики?
2 Почему существует требование ограничения распространения методик?
3 Как обеспечивается право клиента на тайну личности?
4 Какие проблемы возникают при диагностировании детей?
5 Каковы правила сообщения диагностических результатов?
6 Какая информация должна содержаться в инструктивных письмах?
7 Где допустимо печатать диагностические методики?
8 Кто, кроме психолога, может воспользоваться психологическим инструментарием?
9 Что входит в этический кодекс психолога?
10 Что такое принцип конфиденциальности?
11 В каких случаях результаты исследования можно сообщить третьим лицам?
Вопросы на самостоятельное рассмотрение:
1 Нормативные предписания разработчикам и пользователям психодиагностических методик.
2 Использование методик специалистами-смежниками.
3 Этические проблемы, связанные с обеспечением прав обследуемого.
Практические задания:
1 Составьте «клятву» психолога-диагноста или педагога-исследователя, опираясь на морально-этические стандарты и этический кодекс.
2 Сформулируйте, как можно сообщить результаты исследования родителям ребенка с диагнозом ЗПР.
3 Заполните таблицу:
Таблица 1.
Этические требования при проведении психодиагностического обследования
Требования к разработчикам методик | Требования к психологам, применяющим методики | Требования к специалистам-смежникам |
Список литературы:
1 Акимова М.К. Психологическая диагностика. М., 2000.
2 Общая психодиагностика/под. ред. А. Бодалева, В. Столина. СПб.: Изд-во «Речь», 2000. 440 с.
3 Толстых А.В. Морально-этические проблемы психологической практики. М., 1988.