Постструктурализм (М. Фуко, Ж. Бодрийяр, П. Бурдье) и его значение для развития социально-гуманитарной методологии.

Наиболее известная форма – Лингвистический структурализм. Фердинанд де Соссюр (основоположник). Основные идеи Соссюра, Локана, Барта, Юнга, Левистросса : исследуя социальные феномены, акценты на структуру. Структурализм нашел применение в лингвистике, социологии, антропологии, гендерных исследованиях и т.д. На рубеже 50-60-ых гг. структурализм заменяется постструктурализмом. Представители: Пьер Бурдье, Жан Бодрияр, Мишель Фуко. Вклад Бодрияра в исследования социальных феноменов: он полагал, что человек вводит новые элементы в соц реальность. Социальное как обычный феномен уходит остаются только симулякры. Субъект искажает познание социальную реальность, то изучая симулякры нет никакой объективной информации об изучаемой социальной реальности. Понятие конца социального. Позиция Фуко: стремление отойти от главенствующей роли разума. Попытаться найти иррациональные архетипы, использование не только разума, но и интуиции, найти некие нетрадиционные схемы, по которым существует социальная реальность. Археология гуманитарных наук, введенный им термин – всегда можно найти некие элементы социального существующего, но воссоздать полностью картину невозможно. Исследователь ищет артефакты социальной реальности, но не полностью ее воссоздает. Пьер Бурдье. Позиция конструктивистский структурализм или структуралистский конструктивизм. Идеи Бурдье быстро нашли своих последователей в России. Сложен на восприятие, у него сложная и своеобразная терминология.

1)Согласно Бурдье, социальная реальность находится в состоянии, так называемого, двойного структурирования: особого двойного процесса установления причинно следственных связей между субъектом и объектом. Изначально субъектом (агент, актор или гобитус по Бурдье) социальная реальность выступает как некая объективная или внешняя в отношении наших действий. Потом социальная реальность, которая является внешний по отношении к нашей соц реальности, она постепенно втягивается в поле действие субъектов, и входя в это поле она приобретает другую форму. Нет резкого различения ценностей и объективного мира, так как сам объективный мир является частью ценностей. Практика действия субъекта: это он и его капитал. Практика складывается в поля, а взаимодействие полей дает социальное взаимодействие. С одной стороны агент изучает внешний мир, а с другой стороны, прежде чем гобитус дойдет до познания внешнего мира, он сталкивается с социальным мифом, который включен в его собственный мир и ценности. Понятие «двойного структурирования». Марксизм: мы смотрим на мир через стекло, а у Бурдье: мы смотрим на мир через призму, т.е. все искажается. «Агенты в некотором роде натыкаются на свою собственную практику, чем выбирают ее свободно или подталкиваются к ней путем механического принуждения», Бурдье.Сама идея структурализма в том, что у Бурдье субъекта не познает окружающий мир, он его конструирует. И конструирует его не весь, а только структуру этого мира, по которым могут жить элементы. Любой процесс познания социального мира – процесс его конструирования, но сконструировать весь социальный мир нельзя, только структуру этого мира, а конструировать сами элементы нельзя.

Эффект самоосуществляющегося пророчества. Когда речь идет о социальном мире, то говорить авторитетно – значит делать. Если, например, авторитетно заявляю, что социальные классы существуют, то я в значительной степени способствуют тому, чтобы они существовали. Речь идет об авторитетном говорении, которое исходит от социального авторитета.У Бурдье есть преувеличение роли объекта. И нельзя приравнивать познание и конструирование.