Архетипы любви и смерти в духовном опыте человечества. Актуальные проблемы бытия человека в современной культуре.

Проблема телесности, осознание ее конечности, вводит в контекст философского размышления тему смерти.По образному выражению О. Шпенглера, чел-к появился тогда, когда прозвучал первый плач по умершему. Философский интерес к данной проблеме может быть объяснен, с одной стороны, тем, что смерть представляет собой человечески-размерную конкретизацию общефилософских категорий «бытие» и «небытие», с другой, смерть - один из самых древних известных чел-ку атрибутов его бытия. Философская теория смерти называется танатология.

Проблема смерти, форм ее осознания и переживания сопровождает весь путь исторического развития чел-ва. Пристальный интерес к проблеме смерти выявляет незащищенность чел-ка перед бесконечностью. Уникально то, что только чел-к сам факт своего угасания и ухода способен сделать предметом пристального религиозного, философского, художественного и научного анализа.

Проблема смерти присутствует во всех без исключения культурах, однако способ ее осознания различен. О. Шпенглер, выбирая прасимвол для древнегреческой цивилизации, именно архетип пути, трактуемый как форму движения в смерти, рассматривает в качестве инварианта данной культуры. На совершенно иный мировоззренческих и религиозных принципах решается проблема смерти, или точнее, отсутствия смерти, в культуре древней Индии. По сути дела, в индийской фил-ии речь идет не о бессмертии конкретного чел-ка, а о бессмертии Брахмана, постоянно принимающего разные формы. Средневековая культура развивается под лозунгом momento mori (помни о смерти), постоянно напоминает христианину о неизбежности смерти. Смерть становится персонажем церковного (апокалипсический всадник, проносящийся над грудой тел) и балаганного (старуха с косой) искусства.

Особый интерес вызывает проблема смерти у философоф-иррационалистов. Например, А.Шопенгауэрпровозглашает ложность жизни и подлинность смерти. Рассматривая мировую волю в качестве основания мира, фил-ф утверждает, что человеку только кажется что жизнь для него есть ценность. Суть жизни - не в самой жизни, а в стремлении вернуться в лоно мировой воли. Всякое удовольствие, по мнению Шопенгауэра, имеет отрицательный хар-р, будучи лишь временным отрицанием нужды; счастье мимолетно, т.к. порождает лишь новые потребности и проблемы. Страдание, напротив, положительно: в момент страдания чел-к острее и отчетливее воспринимает саму жизнь, а увольствие и счастье лишь притупляют чувство жизни. Существовать - значит страдать, следовательно, чел-к должен стремиться к смерти как форме освобождения от страданий.

Диаметрально противоположную фил-ую задачу - задачу преодоления смерти - провозглашает русский фил-оф Н.Федоров. Он мечтает воскресить всех живущих ранее людей. Это возможно благодаря,тому что чел-к подобен машине, поэтому если буквально по атомам собрать каждое тело, т.е. разыскать все частички, составлявшие когда-то организм чел-ка, то он будет воскрешен.

М.Хайдаггерполагает, что осознанное отношение к смерти необходимо чел-ку, только через мысли о смерти чел-к может осознать собственную подлинность. Смерть - сугубо индивидуальное событие, поэтому только Я в состоянии осмыслить смерть.

А.Камюсаму проблему смерти не анализирует, ему интересно другое - почему некоторые люди отдают предпочтение не жизни, а смерти. Он полагает, что стремление к смерти возникает тогда, когда человек чувствует себя посторонним в жизни. Чел-к всегда стремиться найти Абсолют - нечто, способное придать миру смысл, разумность и целесообразность, но чел-к ищет то, чего нет - в этом смысл его жизненной драмы. Осознание бесперспективности поисков приводит чел-ка к признанию абсурдности жизни.

Своеобразным антиподом темы смерти является тема любви,являющаяся предметом не только пристального внимания мировой лит-ры и искусства, но и фил-ии.

Тема любви явл ведущей в античной культуре. Греки онтологизируют любовь, наделяют ее функцией космического мироустройства. В фил-ии ЭмпедоклаЛюбовь и Вражда рассматриваются в качестве основных принципов мироздания.

Подобное отношение к любви разделяет и Платон. В произведении «Пир» он создает миф об андрогенах, бросивших вызов самим богам. Разгневанные боги наказали андрогенов и разделили их на две половины. Так на земле возникла любовь, метафорически описываемая как поиск своей половины. В основе платоновской теории любви - теория бессмертия. Чел-к ищет любовь во имя индивидуального бессмертия.

Доказательством значимости темы любви в античной культуре может служить и терминологическая разработанность самого понятия. В зависимости от контекста греки различают любовь как эрос (половая, страстная любовь), любовь как филию (приязнь к самым разнообразным вещам - родителям, детям, подине, науке), любовь как агапэ (братская, жертвенная любовь к ближнему) и сторге (любовь как семейную привязанность.)

В христианской фил-ии происходит кардинальное переосмысление темы любви. Главным объектом любви становится уже не чел-к, а Бог, происходит своеобразное «деперсонификация» любви. Введение любви в систему отношений «человек - бог» - новое слово христианской теологии и морали; языческих богов почитали, боялись, но не любили.

Реанимация античной фил-ии любви происходит в эпоху Возрождения, основа которого - интерес не только к запредельному, божественно-трансцендентальному, но и земному, человеческому. Предназначение чел-ка - не борьба с собственной природой, а следование ей. В Возрождении любовь спускается с небес на землю, становясь формой отношения чел-ка не только к богу, но и к самому себе.

Р.Декартосуществляет одну из первых в истории фил-ии попыток научно-теоретического анализа любви. Главную роль в жизни чел-0ка играет нервная система (в терминологии Декарта, животные духи). Он выделяет первичные страсти, изначально присущее чел-ому организму, и относит к ним удивление, любовь, ненависть, желание, радость и печаль. В частности, причиной любви он считает идеализацию, наделение объекта всеми возможными совершенствами.

И.Кантпостулирует изначальную двойственность чел-ка, его принадлежность двум мирам (причинности и долженствования).В мире причинности нет добра и зла, любви и ненависти. В данном мире есть порядок, но нет чувства, переживания, трудностей выбора и т.д. Но наличие рузума и свободной воли выводит чел-ка из мира естественно-природной каузальности в мир долженствования и ответственности. Кант трактует любовь как одно из проявлений разумной природы чел-ка. Любить, в понимании Канта, это означает делать добро, получать удовольствие от счастья других. Кант настоятельно проводит идею о том, что любовь может быть только бескорыстной и не может проистекать из чувства личной заинтересованности.

Гегель рассматривает проблему любви в контексте проблем религии. Полагает, что невозможно любить всех, любовь - это чувство, которое всегда конкретно.

В рамках немецкой классической фил-ии особую значимость в теме любви придает Л.Фейербах. Фактически, его задача может быть определена как создание новой «религии любви». По мнению Фейербаха, определенность чел-ка возникает именно благодаря любви. Самое главное в чел-ке - не разум, а любовь и воля.

Восстановление в своих правах половой любви происходит в фил-ии А.Шопенгауэра.Любовь основана на инстинктах человека, но она отличается от полового инстинкта. Любовь нужна чел-ку для продолжения рода.

Соловьев В. Опровергает позицию А.Шопенгауэра, полагая, что чем сильнее любовь, тем меньше она связана с половым инстинктом и стремлением к продолжению рода. Смысл - любви - духовное единение чел-ка с чел-ком, «растворение» друг в друге без потери собственной индивидуальности. По мнению, Н.Бердяева, смысл любви - самосовершенствование личности, развитие ее духовно-интеллектуального потенциала.

Наиболее разработана теория эротического влечения в фил-ии З.Фрейда. Культура всегда находится в разладе с сексуальностью: если в основе культуры лежит искусственность, то в основе любви - природно-животное влечение.

Э.Фромм, один из представителей неофрейдизма, рассматривает любовь как искусство, а не просто половое влечение. Любовь - это путь преодоления отстраненностей людей друг от друга, которая тяжело переживается чел-ом, провоцирует состояние тревожности.