Р.Декарт о принципах и критериях истинного знания.

Декарт (1596 – 1650) делает следующий важный шаг в поиске и уточнении тех правил, в соответствии с которыми должно быть организовано знание. Он не ограничивается намерением убрать из знания ошибки определенного рода, например (как у Бэкона), предрассудки толпы или свойственную всему человечеству косность мышления. Декарт требует подвергать сомнению любую информацию. Если у нас получится обнаружить несомненное ядро, мы попробуем двигаться дальше – уже находясь на твердом фундаменте, при помощи строгой, дедуктивной логики доказывая каждое новое положение. В соответствии с этим механизмом Декарт (в написанной в 1637 году работе «Рассуждение о методе») строит свое знаменитое «cogito»: рассуждение, которое начинается с того, что единственным несомненным знанием оказывается факт исследовательского сомнения1. Заканчивается же оно обо­сно­ванием логики, Бога, морали и прочих смыслов, наиболее важных для того, чтобы, отталкиваясь от их уже установленного (по мнению Декарта, с дедуктивной несомненностью) существования и значения, можно было исследовать вещи более частные. Таким образом, Декарт формулирует основные требования к построению знания, то, что он сам называет «правилами» своего метода:

«Первое правило: считать истинным лишь то, что с очевидностью познается мною таковым, то есть тщательно избегать поспешности и предубеждения и принимать в свои суждения только то, что представляется моему уму так ясно и отчетливо, что ни в коем случае не возбуждает во мне сомнения.

Второе правило: разделить каждое из рассматриваемых мною затруднений на столько частей, на сколько возможно и сколько требуется для лучшего их разрешения.

Третье правило: мыслить по порядку, начиная с предметов наиболее простых и легко познаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных, допуская существование порядка даже среди тех, которые не следуют естественно друг за другом.

Последнее правило: составлять повсюду настолько полные пе­речни и такие общие обзоры, чтобы быть уверенным, что ничего не про­пустил»2.

Позволим себе выделить из этих правил Декарта те аспекты, которые, как кажется, имели наибольшее значение для его современников и легли в основу того, что можно было бы назвать идеологией рационалистической программы науки Нового времени:

1) постоянное сомнение как отношение к корпусу знания, уже имеющегося и только поступающего;

2) ясность и очевидность представления как главный критерий истинности;

3) доказательность как главная характеристика способа производства нового знания.

Эти требования составляют метод – то, что отделяет науку от не-науки, ответственное знание от безответственного.