Вскрытие месторождения и применяемые системы разработки.

Оленигорский карьер сдан в эксплуатацию в 1955 году по проекту, разработанному институтом « Гипроруда».

За прошедший до настоящего времени период на базе Оленегорского карьера осуществленного пять очередей расширения комбината. В 1922 году институтом « Гипроруда» была выполнена корректировка рабочего проекта реконструкции карьера с целью поддерживания мощности Оленегорского ГОКа в связи с изменением запасов руды. В соответствии с этим проектом в северной части карьера горные работы прекращены.

Дно карьера находится на отметке ( -100)м, а уступы поставлены в конечное положение по всей высоте бортов.

Оленегорский карьер вскрыт системой железнодорожных и автомобильных съездов. В настоящее время железнодорожная транспортная система отстроена в постоянном положении до отметки + 50м. Разработка карьера с применением железнодорожного транспорта предусматривалась до отметки +50м с сохранением существующей железнодорожной транспортной схемы. Заведение железнодорожного транспорта на нижележащие горизонты не целесообразно в связи с уменьшением на них длины фронта работ. После 1995 года использование железнодорожного транспорта в забоях прекратилось . В настоящее время вскрытие и отработка рабочих горизонтов карьера осуществляется с использованием в забоях только автомобильного транспорта.

Пунктами доставки горной массы автотранспортом являются:
-дробильное-перегрузочный узел (ДПУ) руды на концентрационном горизонте +74м;

-экскаваторный перегрузочный склад скальных пород, пригодных для производства щебня с отметкой разгрузки + 80м ( с 1996 г. По 2003г.) и внутренний отвал в выработанном пространстве северного участка.

К моменту доработки карьера вскрытие глубинных горизонтов со стороны ДПУ осуществляется спирально-петлевой системой автотранспортных съездов. От отметки +80м и примерно до отметки -70м съезды укладываются в конечном борту со стороны висячего бока залежи, затем следуют в обратном направлении по борту со стороны висячего бока залежи и далее по спирали до дна карьера на отметке -220м.

Со стороны северного участка ( перегрузочный пункт на отметке +74м и внутренний отвал) предусмотрена система съездов по борту со стороны висячего бока залежи до встречи на отметке – 10м с основной системой съездов.

Кроме того, предусмотрена дополнительная система автомобильных съездов с отметки +125м южного участка по боту со стороны висячего борта залежи до отметки +74м северного участка. Эта система обеспечивает дополнительный заезд в карьере автомобильным транспортом, а так же при необходимости, дополнительную транспортную связь рудных забоев с ДПУ через площадку дополнительного экскаваторного склада привозных руд на горизонте +98м в юго-восточном борту карьера.

Подготовка новых горизонтов предусматривается путем проходки съездной траншеи с образованием котлована.

Разработка карьера ведется уступами высотой 15м. Высота уступа принята в соответствии с параметрами экскаватора ЭКГ-10. Все разрабатываемые породы скальные и разработка их производится с предварительным рыхлением буровзрывным способом. Для бурения скважин применяются буровые станки типа СБШ-250МН.

Взрывные работы на карьере производятся взрывным цехом комбината, 1 раз в неделю. В последние годы на карьере на ряду с шахтными ВВ граммонитом 30/70 и гранулотолом применяются водонаполненные ВВ типа ГЛТ-20. Погрузка взорванной горной массы на карьере производится экскаваторами типа ЭКГ-10.

Ширина рабочей площадки принята 40м. Минимальная ширина рабочей площадки, обеспечивающая безопасную работу горно-транспортного оборудования, должна быть не менее 30м.

Углы откосов рабочих уступов, исходя из физико-механических свойств горных пород и « Единых правил безопасности при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом», должны быть не круче 800.Уступы со стороны лежачего бока рудной залежи в основном имеют углы откосов уступов 40-550 при проектных 55-600, со стороны висячего бока – 40-600 при проектных 55-600.

Добытая на карьере руда автосамосвалами транспортируется до приемных бункеров ДПУ на концентрационный горизонт +74м. Далее руда, пройдя стадию крупного дробления, конвейерным подъемником транспортируется на обогатительную фабрику.

Породы вскрыши, пригодные для производства щебня автосамосвалами транспортируются в объемах потребности комбината на постоянные перегрузочные склады, остальные объемы породы направляются в выработанное пространство северного участка карьера.

С целью загрузки дробильных мощностей дробильно-конвейерного комплекса, проектом предусматривается транспортировка железных руд других месторождений на ДПУ Оленегорского карьера. С этой целью продолжит работу имеющийся на карьере перегрузочный склад руды с железнодорожного транспорта на автомобильный, который располагается на лежачем борту карьера и профилях 8-16.