I этап. Подготовка торгов
При подготовке торгов важным этапом является определение степени доступности участия в торгах.
Торги подразделяются на открытые и закрытые.
Открытые торги ориентированы па привлечение возможно большего круга потенциальных участников конкурса. Эти торги широко рек-
*
8 Зак. 298
226 Глава 8. Организация хозяйственных связей рыночных субъектов по оптовым ,„
ламируются, объявления о них помещаются в газетах, других средствах массовой информации и т. д. Такие торги могут вызывать сотни предложений от заинтересованных участников.
При проведении закрытых торгов информация об их проведении рассылается ограниченному числу поставщиков, обычно 3-10 организациям. Круг возможных участников торгов определяется заказчиком самостоятельно. Закрытые торги проводятся среди фирм, уже являющихся поставщиками или выступающих в качестве соискателя контракта в прошлом.
В некоторых случаях, когда количество участников торгов ожидается очень большим, торги проводятся в 2 этапа. Начальным этапом является отбор ограниченного круга претендентов по системе открытых торгов. По результатам этих торгов составляется краткий список из наиболее успешных организаций. Ко второму этапу конкурса приглашаются только те организации, которые успешно прошли первичный отбор. Вся процедура в целом чрезвычайно громоздка и медленна, однако с экономической точки зрения она более разумна, чем, например, проведение очень большого открытого тендера.
По классификации Организации стран экономического сотрудничества, при определении степени свободы закупочных органов в выборе поставщика торги подразделяются на автоматические и дискреционные.
Дискреционные торги предоставляют закупочным органам большую свободу в выборе поставщика, так как лишь часть условий контракта объявляется заранее. При автоматических торгах указываются основные условия контракта (сроки поставки, условия платежей, технические спецификации и т. д.). Контракт получает фирма, которая гарантирует соблюдение всех условий контракта и предлагает наименьшую цену, т. е. присуждение контракта происходит как бы автоматически.
Таким образом, на первом этапе подготовки торгов следует определить способы закупок товаров, рабом и услуг при проведении торгов.