Комплексная программа развития инфраструктуры товарных рынков
] j Инфраструктура товарных рынков определяется как система организа-Уций, обеспечивающая взаимосвязи между структурными элементами ' товарных рынков и способствующая свободному движению товаров, d' непрерывному процессу воспроизводства и бесперебойному функционированию сфер конечного потребления. Таким образом, инфраструктура товарных рынков должна обеспечивать взаимодействие между _ производителями, посредниками и потребителями. От того, насколько эффективным является этот механизм, в значительной степени зависит эффективность функционирования рынка и всей экономики.
Инфраструктура товарного рынка как система представляет собой взаимоувязанный комплекс следующих подсистем:
• подсистема торговых посредников и складского хозяйства —
организации, осуществляющие посредническую деятельность и
обеспечивающие взаимодействие предприятий-изготовителей и
потребителей в части купли (продажи) товара посредством со-
I здания оптовых рынков, биржевой торговли, проведения выста-
| вок и ярмарок, оказания складских услуг и др.;
• подсистема информационного обеспечении организации, обес-печивакнщпГпаблюдениеза рынками товаров, включая потребительские товары и продукцию производственно-технического назначения. Техническими элементами этой подсистемы должны быть соответствующие средства связи, программная продукция, компьютерная система и полиграфическая база;
• '1<№111£1Р-МЗ^Ж9ХШШ.()ВОЧ'11()|1 индустрии — нормативно-организационные мероприятия и производственные структуры, обесис-
Глава 7. Инфраструктура рыночной оптовой торговли
чивающие повышение конкурентоспособности товаров за счет создания тароупаковочной продукции, отвечающей международным стандартам;
• подсистема транспортного обеспечения (рассматривается только в части обеспечения требований к развитию и функционированию инфраструктуры товарных рынков) — все виды транспорта, обеспечивающего доставку продукции потребителям;
• финансово-кредитная подсистема — инфраструктура товарных рынков как подсистема, участвующая в платежно-расчетном и кредитном обеспечении товародвижения;
• подсистема организационного обеспечения — организационные мероприятия по обеспечению функционирования и развития инфраструктуры товарных рынков во взаимодействии с их исполнителями, обеспечивающие эффективное партнерство, развитие конкуренции между структурными элементами товарных рынков и способствующие снижению затрат на продвижение продукции от производителя до потребителя;
• подсистема нормативно-правового обеспечения — федеральные законы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и другие акты, регламентирующие взаимоотношения сторон на товарных рынках.
На сегодняшний день для нашей страны характерны относительная неразвитость, диспропорциональность и деформированность инфраструктуры, что препятствует снижению уровня издержек и повышению эффективности функционирования товарных рынков. Для решения этих проблем необходимо рационально расположить~на' территории Российской Федерации торговых посредников и складское хозяйство, выявить оптимальные формы посреднического, складского, транспортного, информационного обслуживания процесса товародвижения, повысить качество рекламного обеспечения. Все это объективно потребовало создания Комплексной программы развития инфраструктуры товарных рынков, которая~й~?)ыла разработана Правительством РФ.
Основной целью Программы является формирование системы организаций и условий их функционирования, обеспечивающей взаимосвязи между структурными элементами товарных рынков и спо-
7.1. Комплексная программа развития инфраструктуры товарных рынков191
собствующей свободному движению товаров, непрерывному процессу воспроизводства и бесперебойному функционированию сфер конечного потребления. Для достижения указанной цели должны быть решены следующие задачи:
• формировани¥"сётй"посреднических организаций, складского хозяйства, обеспечивающих эффективную оптовую торговлю, разукрупнение партий поставок, хранение и продвижение товара с минимальными затратами;
• повышение конкурентоспособности товаров за счет создания и применения тароупаковочной продукции, отвечающей международным стандартам;
• создание сети объектов и условий, обеспечивающих товародвижение в части платежно-расчетных и кредитных нужд;
• совершенствование нормативно-правовых основ функционирования товарных рынков и их инфраструктуры;
• создание эффективного информационного обеспечения функционирования товарных рынков;
• развитие современных форм управления рыночной инфраструктурой;
• научно-методическое обеспечение развития инфраструктуры товарных рынков;'
• организация подготовки и переподготовки кадров.
Решение указанных задач предполагается осуществить в два этапа.
На первом этапе (1998-2000 гг.) предусматривалось осуществить первоочередные меры по созданию правовых и экономических условий развития инфраструктуры и функционирования товарных рынков. Мероприятия этого этапа свелись к реализации ряда пилотажных проектов, касающихся создания сети оптовых рынков, транспортной инфраструктуры, развития производства тары и упаковки.
На втором этапе (2000-2005 гг.) предполагается осуществить основные мероприятия инвестиционного характера в соответствии с проектными и программными решениями, выработанными в ходе реализации первоочередных мероприятий на первом этапе.
Определены основные направления развития инфраструктуры товарных рынков. В частности, комплексное развитие инфраструктуры предполагает:
1. Развитие оптово-посреднмческих организаций и складского хо-
^зяйства, отвечающих требованиям рыночной экономики. Предусматривается введение ряда региональных и межрегиональных
192_______________________ Глава 7. Инфраструктура рыночной оптовой торговли
оптовых продовольственных рынков, охватывающих около 30 крупнейших регионов России. В целом развитие оптово-посред-нических организаций и складского хозяйства предусматривает:
♦ преимущественное развитие организаций оптовой торговли, способных оказывать услуги по хранению, развесу, раскрою, разукрупнению оптовых партий товаров, доставке и др.;
♦ создание хозяйственных комплексов с применением методов и организационных форм логистики по оптово-посредни-ческой, складской и транспортной деятельности для снабжения товарами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;
♦ развитие оптово-посреднических организаций для сезонного хранения и поставок продукции;
♦ комплексное развитие объектов оптовой торговли со странами СНГ и дальнего зарубежья;
♦ создание совместного бизнес-центра и других объектов инфраструктуры товарных рынков с Республикой Белорусь;
♦ организацию транснациональных корпораций по оптово-по-среднической деятельности;
♦ разработку рекомендаций по оптимальному размещению оптово-посреднических организаций и складского хозяйства;
♦ реконструкцию и обновление складского хозяйства;
♦ создание сети складов-отелей, консигнационных и таможенных складов;
♦ строительство новых и реконструкцию действующих холодильников и баз для хранения сельскохозяйственной продукции;
♦ совершенствование технологий складирования товаров (разработка современных проектов складов, новых видов оборудования, механизация и автоматизация складов);
♦ развитие сети организаций оптовой торговли и складского хозяйства для обслуживания отдельных секторов товарных рынков;
♦ создание и развитие объектов инфраструктуры малого предпринимательства, реорганизацию старых и создание новых организаций но закупке сельскохозяйственной продукции с последующей ее реализацией на переработку или длительное хранение;
♦ создание оптовых продовольственных рынков межрегионального и регионального уровней, а также местного значения;
7.1. Комплексная программа развития инфраструктуры товарных рынков
♦ развитие инфраструктуры сельских товарных рынков;
♦ развитие инфраструктуры выставочно-ярмарочной деятельности.
2. Формирование информационного обеспечения товарных рын
ков. Существует большое число фирм, специализирующихся на
производстве и распространении информации, но ни одна орга
низационная структура не располагает надежной и полной ин
формацией, всесторонне характеризующей состояние информаци
онного обеспечения наблюдений за функционированием товарных
рынков и элементов их инфраструктуры. Это значительно за
трудняет товародвижение. В настоящее время участники рынка не
имеют доступа к качественной и полной информации о товарных
рынках. В связи с этим Правительством Российской Федерации
разработаны меры по формированию информационного обеспе
чения товарных рынков. Они включают в себя меры, связанные
с организацией учета и наблюдения за товародвижением, а также
наличием и состоянием важнейших элементов инфраструктуры
товарных рынков, паспортизацией, постоянным учетом объектов
складского хозяйства и торговых посредников, рекламной дея
тельностью и ее упорядочением. Информационное обеспечение
товарных рынков предусматривает:
♦ создание общедоступной федеральной системы обеспечения производителей, торговых посредников и покупателей товаров оперативной информацией;
♦ создание общероссийского информационно-маркетингового центра товарных рынков;
♦ разработку и внедрение информационно-аналитических сетей по стратегическому маркетингу, использование геоппформа-цпонпых систем для передачи и обработки информации;
♦ создание региональных информационно-маркетинговых центров;
♦ формирование системы наблюдения за состоянием товарных рынков и механизмов распространения информации и рекламы;
♦ разработку методического и программного обеспечения, формирование информационных банков данных.
3. Развитие тароупаконочной индустрии. Из-за несовершенства та-
роунаковочной индустрии велики потерн товарной продукции.
Затраты на упаковку продукции обрабатывающей промышлен-