Организация работы оптовых предприятий на основе кооперации

Каждое предприятие оптовой торговли при выполнении своих функ­ций сталкивается с необходимостью решения вопроса о том, не явля­ется ли более эффективным или выгодным с точки зрения затрат вы­полнение некоторых из этих функций и кооперации.

Под понятием «кооперация» понимается сотрудничество двух или нескольких самостоятельных с правовой и хозяйственной точек зрения предприятий па основе добровольных соглашений в целях повышения общей конкурентоспособности. .')то означает, что коопе­рационное объединение создается с целью лучшего решения произ­водственных задач, чем это возможно на индивидуальной основе.

Признаками кооперационного объединения являются:

• правовая и значительная хозяйственная самостоятельность ко­оперирующихся предприятий;

• добровольное участие в совместной работе;


       
   
 
 

Глава 6. Оптовые торговые структуры

• совместное планирование в области, в которой происходит коо­перирование;

• общее представление о результатах деятельности кооперацион­ного объединения (например повышение экономичности, повы­шение рентабельности, укрепление конкурентоспособности, со­хранение доли на рынке и т. п.).

Возможными сферами кооперации могут быть:

• закупочная кооперация (например в сфере закупки товаров, финансирования, приобретения производственных помещений, привлечения персонала и т. п.);

• кооперация в сфере складского хозяйства;

• сбытовая кооперация (например в области ценовой политики, условий закупки, политики ассортимента, организации сбыта, формирования путей сбыта, рекламы или сервиса);

• управленческая кооперация.

В зависимости от базы подразделения можно выделить различные формы кооперации. Например, в зависимости от партнеров по коопе­рации:

• горизонтальная кооперация — имеет место, когда сотрудничают предприятия, находящиеся на одной хозяйственной ступени (на­пример несколько предприятий оптовой торговли или несколько предприятий розничной торговли);

• вертикальная кооперация — имеет место, когда предприятия не­скольких хозяйственных ступеней работают вместе (например производители и оптовая торговля, производители и розничная торговля, оптовая торговля и розничная торговля).