Влияние особенностей внимания и познавательной деятельности на безопасность труда

К вниманию оператора предъявляются высокие требования. Оператора должна отличать постоянная, произвольная сосредоточенность внимания на контроль и регулирование технологического процесса. Это характерно для его работы в нормальных условиях и в условиях внешних и внутренних помех: при отвлекающих посторонних раздражителях, состоянии усталости, склонности ко сну, эмоциональной возбужденности и т. д. Следовательно, внимание оператора характеризуется высокой концентрацией и устойчивостью. Оно характеризуется и умением распределять внимание для наблюдения одновременно за несколькими объектами или процессами, для восприятия сигналов несколькими органами чувств, выполнения нескольких действий и решения нескольких задач. Он одолжен уметь и быстро переключать внимание: переходить от одних действий к другим, от наблюдения за одним объектом к наблюдению за другим, легко включаться в работу. Перечисленные особенности внимания зависят, с одной стороны, от личностных качеств оператора (в частности, от волевых), с другой - от свойств темперамента и, с третьей - от опыта, тренированности. Исследования показывают, что недостаточное развитие или слабая выраженность концентрации внимания, его распределения и переключения способствуют возникновению несчастных случаев.

Особые требования предъявляются к мышлению оператора. Наиболее сложным в его деятельности является анализ данных о ходе технологического процесса и принятие решений. Дело осложняется тем, что приходится учитывать динамичное взаимодействие параметров и стадий технологического процесса. Решение мыслительных задач при нормальном протекании процесса осуществляется с опорой на технологические инструкции. Ход мышления оператора меняется при нерегламентированных ситуациях. В таких ситуациях оператору важно понять причину отклонений, сориентироваться в возникших условиях, произвести необходимые вычисления и расчеты, предугадать дальнейшее течение процесса, выбрать оптимальные средства устранения отклонений, принять решение и привести его в исполнение. Таким образом, у оператора должно быть достаточно развитым оперативное мышление, т. е. мышление, непосредственно включенное в практическую деятельность и ограниченное жестким лимитом времени. Недостатки в развитии этого мышления являются причиной ошибочных действий и возникновения несчастных случаев. Существенную роль в развитии этого мышления играет опыт: соответствующие знания и опыт в решении задач, возникающих в процессе трудовой деятельности. Вместе с тем, поскольку практические задачи приходится решать в условиях ограниченного времени, важное значение приобретает быстрота и вместе с тем, обоснованность их решения. Это зависит не только от опыта, но и от особенностей темперамента. Причем речь идет не только о темпе деятельности, но и проявлении эмоциональных особенностей. Эмоциональная неуравновешенность, излишняя тревожность отрицательно сказываются на ходе мышления и его результатах.

Деятельность оператора, а именно, необходимость слежения в регуляции технологического процесса, предъявляет определенные требования к его памяти. Это диктуется тем, что оператор должен хорошо знать и помнить инструкции, правила техники безопасности, схемы технологических установок, правила эксплуатации и ремонта оборудования, оптимальные параметры процесса, требования к качеству продукции и т. д. Здесь используется долговременная память. Вместе с тем, оператору необходимо

запоминать условия протекания процесса, в предшествующую и настоящую смены по данным анализа, записей и вахтенному журналу и т.д. Здесь используется кратковременная память.

Высокие требования предъявляются к восприятию и ощущениям оператора. На, пример, на современном химическом производстве оператору приходится воспринимать значительное количество информации о многочисленных параметрах технологического процесса. Объем информации резко возрастает при аварийных ситуациях.

У оператора должна быть нормальная острота зрения, так как он должен правильно н точно считывать показания приборов. Кроме того, ему необходима способность к нормальному цветоразличению. Это связано, например, с выявлением изменений цвета пламени или появлением характерных пятен на трубопроводах.

Оператору приходится прибегать и к помощи слуха (при восприятии звонков, сирены) и кожных ощущений (определение качества поверхности и температуры нефтепроводов и т.д.). Восприятие оператора необходимо рассматривать в единстве с другими познавательными процессами, прежде всего с мышлением. Благодаря такой связи и по мере накопления опыта формируются приемы, облегчающие процесс восприятия и уменьшающие количество информации. Они позволяют в первую очередь обращать внимание на наиболее существенные показатели технологического режима, объединять приборы для наблюдения по взаимным связям.

Недостатки в работе органов чувств, а также согласованности восприятия и движений являются причинами возникновения несчастных случаев, травматизма, аварийности.