Пример 13.

Фрагмент интервью мамы мальчика 8-ми лет с нарушени­ем слуха — глухота.

Мой ребенок мечтает о -том, что он когда-нибудь полетит в космос. Мы с ним все время об этом разговариваем. Он гово­рит, что «я должен знать многое, ведь настоящие космонавты и летчики очень многое умеют». Я, конечно, поддерживаю его интерес, но сама -то понимаю... Но как мне ему объяснить... Как подобрать слова и сказать, что глухой человек не может... Ко­нечно, он поймет со временем... Но сейчас... Что я могу ему ска -затъ...

Родители не отрицают, что могут в общении с ребенком испы­тывать какие-то негативные эмоции, например, раздражение, не­терпение, злость. Родители отмечают, что бывают и срывы, и тогда они могут накричать на ребенка. Причины такого поведения роди­тели определяют следующим образом: «иногда устаю на работе, а ребенок еще и дома что-нибудь натворит»; «мой ребенок, как и другие дети, иногда чрезмерно балуется»; «ребенок может сильно капризничать, а повода для этого нет»; «бывает, ребенок ленится, приходится накричать».

В этих случаях родители также признают, что испытывают чув­ство вины перед ребенком. Они склонны «прикрывать» некоторое негативное поведение ребенка его нарушением и упрекать себя за несдержанность, даже в тех случаях, где поведение не связано с на­рушением.

Все родители без исключения отмечают то, что испытывают чув­ство страха перед общественным мнением в отношении ребенка. Родители боятся, что ребенок станет носителем определенного клей­ма, боятся чрезмерного негатива, общественных стереотипов в от­ношении таких детей или слишком жалостливого отношения. Для многих родителей ребенок является своеобразным критерием в вы­боре общения: «общаюсь только с теми, кто принимает ребенка».

Пример 14.

Фрагмент интервью матери сына 5-ти лет с нарушением зрения.

Сейчас вот в садике он у меня уже попривык. Хотя я, честно сказать, не хотела отдавать его сюда, боялась, что у ребенка останется какое-то клеймо, что он посещал спецсадик. Я бо­юсь, что придется идти и в спецшколу. Я ничего не имею про­тив таких школ. Но я боюсь, что он будет чувствовать свою неполноценность. Ведь у нас в этом плане очень тяжело в стра -не. Ведь ему жить. Поэтому я не имею права бросить своего ребенка. Я просто должна его поднять на ноги.

Родители отмечают, что общение с ребенком, имеющим особое развитие, трудности, которые они пережили, приводят их к некое­му новому ценностному осознанию окружающей действительнос­ти. Большинство родителей (18 из 27) акцентируют внимание на том, что стали терпимее ко многим происходящим вокруг ситуа­циям. Главным фактором в отношениях с ребенком и окружающи­ми людьми становятся взаимопонимание, терпимость, отсутствие резкой критики.