Пример 12.

Фрагмент интервью отца мальчика 8 -ми лет с нарушением зрения (медицинский диагноз атрофия зрительного нерва).

Сейчас моему сыну 8 лет. Я плохого о нем ничего не могу ска -затъ. Он общается в кругу своих сверстников. Достаточно ум­ный по возрасту. ...Давал интервью по костромскому радио, выступает в АТЮ (Аом творчества юных). А в гиколе за первую четверть принес нам благодарственное письмо. Вообще, я уве­рен в своих детях. Мне кажется, они будут неплохими людьми.

В состоянии родителей отмечается переживание тревоги и бес­покойства по поводу возможностей будущей жизни ребенка: обще-

ние со сверстниками, дальнейшее обучение ребенка, его професси­ональная реализация, личная жизнь. Эти переживания являются первостепенными в структуре родительских переживаний настоя­щего времени, так как они признают и понимают наличие некото­рого ограничения (в виде имеющегося у ребенка нарушения) для реализации как собственных ожиданий и желаний, так и ожиданий самого ребенка.

В связи с переживаниями тревоги будущего у родителей усили­вается чувство моральной ответственности и долга как по отноше­нию ко всему ходу развития ребенка, так и в отношении деятельно -сти по сглаживанию последствий имеющегося у него нарушения. Во всех ответах родителей звучат утверждения о том, что в общении с таким ребенком необходимо контролировать свое поведение: быть терпимее, стараться избегать срывов, криков, больше разговари­вать с ребенком, объяснять. Основной лейтмотив утверждений — «не навреди». Также родители нацелены на то, чтобы приклады­вать все усилия по преодолению последствий нарушения: «сейчас для меня главное найти хороших специалистов: логопедов, дефек-тологов, которые реально знают, как помочь моему ребенку»; «при­обретаю много специальной литературы, чтобы знать, как за­ниматься с ребенком»; «постоянно советуюсь с педагогами, спрашиваю, чем должна заниматься с ребенком дома»; «стараюсь найти для ребенка увлечение, которое, может быть, станет его про­фессией»; «даже в дни школьных каникул я все равно стараюсь не забрасывать занятий с ребенком»; «приобретаю пособия и игры, которые специально предназначены для развития ребенка». Наря­ду с собственной активной деятельностью родители признают, что время от времени испытывают чувство усталости, но тем не менее «должны сделать, все, что возможно».

Переживания родителями тревоги и беспокойства по поводу бу­дущего тесно переплетаются с чувством вины родителя перед ре­бенком. Не все родители напрямую говорят о том, что испытывают чувство вины, но некоторые ответы на вопросы интервью подтвер­ждают наши предположения о том, что данное переживание имеет место. Чувство вины влияет на родительское отношение и воспита­ние: «не могу наказывать ребенка, ведь ему и так приходится не­легко»; «стараюсь быть строгой, но все равно жалею»; «стараюсь делать все для ребенка, чтобы потом не винить себя, что могла что -то сделать, но упустила»; «иногда злюсь на ребенка, но потом ругаю

себя, ведь мои эмоции ничто по сравнению с тем, что приходится пережить ему».