Традиционные идеалы и ценности белорусского народа


  1. Социокультурная самобытность белорусской общности.

  2. Вклад отечественных мыслителей в формирование традиционных идеалов и ценностей белорусов.

  3. Традиционные ценности – важнейшая составляющая национально-государственной идеологии.

 

Особенности формирования белорусов как самобытной этнической общности. Заселение территории Беларуси славянами и специфика этногенетических процессов, происходивших здесь в VI–IX вв. Духовные основы формирования белорусской, малорусской (украинской) и великорусской (русской) общностей в XIII –XVI вв. Становление социокультурной самобытности белорусской общности. Роль духовно-культурного наследия и общественной деятельности Евфросинии Полоцкой (ок. 1120–1173), Кирилла Туровского (1130–1182) и Климента Смолятича (?– после 1164) в формировании мировосприятия белорусов. Уникальность места белорусов среди славянских и европейских народов. Восточное и западное влияние на формирование социокультурных идеалов и ценностей белорусов.

Вклад отечественных мыслителей, писателей и поэтов XV–XX вв. (Н. Гусовский, Ф. Скорина, С. Полоцкий, Ф. Богушевич, М. Богданович, Я. Купала, Я. Колас и др.) в формирование традиционных идеалов и ценностей белорусского народа. Гуманистический и демократический идеалы общественной жизни белорусов. Приверженность белорусов идеалу социального равенства и справедливости. Свободолюбие и патриотизм, чувство национального достоинства – важнейшие эмоционально-психологические составляющие самосознания белорусов. Родина, Отечество, семья, государство – фундаментальные ценности белорусского народа. Сущность и понятие патриотизма. Место патриотизма в системе общественного сознания. Патриотизм и национализм. Политико-идеологические и духовно-нравственные основания патриотизма.

Традиционные ценности белорусского народа как элементы современной идеологической системы. Соответствие белорусской государственной идеологии мировосприятию и мироощущению белорусского народа, фундаментальным ценностям его бытия и его ментальным свойствам. Система ценностей белорусского народа: мировоззренческие (гражданственность, гуманизм, патриотизм, коллективизм, социальная справедливость, веротерпимость), смысложизненные (представления о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни), общественного признания (трудолюбие, профессионализм и т.д.), универсальные (жизнь, здоровье, семья, родственники, личная безопасность, благосостояние и т.д.), межличностного общения (толерантность, доброжелательность, взаимопомощь, честность, бескорыстие, социальная опека), демократические (государственный суверенитет, уважение прав человека и законов государства и т.д.).

 

 

13. Институт президентства в политической системе белорусского общества.

 

 

Термин «президент» происходит от лат. Prаesidens, что буквально означает «сидящий впереди». Видимо, в античные времена президентом называли председательствующих на различных собраниях1. От этого первоначального значения впоследствии возникла такая должность, как президент сената. В нынешнем понимании как главы государства термин «президент» начал употребляться только с конца ХYIII века, когда был учрежден институт президентства в США.

Возникновение института президентства в мире было связано с поиском США нового способа организации государственного управления, предусматривающего создание сильной исполнительной власти и в то же время исключающего возможность ее превращения в тиранию.

Задуманный первоначально как глава исполнительной власти президент США заменил в сознании граждан монарха и стал осуществлять функции главы государства. Современное представление о президенте как раз и основывается на отождествлении его с главой государства. Эффективность функционирования президентства в США способствовала распространению этого института в мире. Сегодня президентство – неотъемлемый элемент мировой политической практики. 143 страны, из них 140 – члены ООН, имеют в своем государственном устройстве институт президентства1.

Институт президентства является одним из основных элементов государственной власти в странах с республиканской формой правления. Необходимость существования данного института вытекает, прежде всего. из потребности осуществления функций главы государства и подтверждается масштабностью распространения президентства в мире.

В Республике Беларусь институт президентства был введен одновременно с принятием новой Конституции, хотя сама идея введения этого нового для Беларуси государственного института восходит к началу 90-х годов, когда была предпринята первая попытка «имплантации» поста президента в Конституцию БССР 1978 года. Но только после приобретения республикой суверенитета возникла объективная необходимость в учреждении данного института.

Во-первых, произошли кардинальные изменения в политической системе общества, связанные с ликвидацией командно-административной системы и отказом КПСС от руководящей роли. Начался процесс передачи власти Советам народных депутатов. Советы же в силу ряда причин (фракционной борьбы, некомпетентности части депутатов) не сумели взять всю полноту власти в центре и на местах и, главное, не овладели функцией координации действий государственных структур. В результате образовался вакуум власти, возникла потребность в органе, координирующем деятельность всех ветвей государственного устройства.

Во-вторых, усиление и развитие законодательной деятельности ослабило исполнительную власть, что привело к серьезным недостаткам в реализации принимаемых решений. Президент был нужен для ускорения исполнения законов и других государственных решений.

В-третьих, за многие годы Советской власти произошло искажение принципа коллективного руководства, что привело к безответственности, ошибкам и злоупотреблениям. Появилась необходимость индивидуализировать социальную и политическую ответственность за деятельность на высшем уровне руководства.

Введение поста президента было обусловлено и тем обстоятельством, что главой государства может быть либо монарх, либо президент. В силу того, что Беларусь является республикой, главой государства становится, естественно, президент.

К тому же опыт государств, переживших однопартийную систему и близких по территории и численности к Беларуси, показывает, что выход из экономического кризиса наиболее оптимально обеспечивается через сильную президентскую власть, преимуществом которой является быстрое реагирование, принятие и реализация наиболее рациональных решений.

Что же касается парламентарной республики, то в Беларуси она выявила крайне низкую дееспособность. Партийная система находилась и продолжает находиться на начальной стадии формирования. Существуют фактически лишь предпартии с 2–3 известными личностями.

На сильную личность ориентирован и менталитет белорусского народа. Если раньше первым лицом в государстве был Первый секретарь ЦК КПБ, Председатель Верховного Совета, то сейчас им может быть только Президент1.

Согласно Конституции 1994 года Президент Беларуси являлся Главой государства и главой исполнительной власти, но в отличие от США деятельностью правительства руководил Премьер-министр. Правительство несло двойную ответственность – перед Президентом и перед парламентом. Президент наделялся рядом существенных полномочий, однако, как и в России, на политическом Олимпе к первенству стремился парламент.

При выборе модели президентства в Беларуси решающее значение имело то обстоятельство, что пост президента учреждался под конкретную личность – В.Ф.Кебича, который являлся главой правительства. Институт президентства был призван только легитимизировать его политико-правовой статус, а не стать ведущим государственным органом. Конституцией не устанавливался действенный правовой механизм взаимодействия президента с другими властными структурами. В номенклатурной системе сохранялись свои, во многом унаследованные от прошлого механизмы, позволявшие государственной машине работать на «старых оборотах». Избрание Президентом Беларуси А.Г.Лукашенко – человека из другой «среды» – неминуемо привело к выявлению заложенных в Конституции недоработок и противоречий.

Учреждение президентства в Беларуси открыло новый этап в развитии белорусской государственности и свидетельствовало о восприятии государственно-политических институтов демократических стран. Однако использование опыта западных демократий не привело к осознанию назначения и функций президентства политической элитой и значительной частью общества. Институт президентства в качестве легитимизации политико-правового статуса воспринимался правящей номенклатурой как ведущий государственный орган.

Концепция президентской власти на этом этапе была слабо разработана, а ее введение не привело к коренному изменению всего механизма государственного управления. Ведущая роль по-прежнему принадлежала Верховному Совету, что свидетельствовало о приверженности принципам «социалистической» демократии и приводило к смещению баланса сил в пользу законодательного собрания.

Положение усугубила сложная политическая обстановка, возникшая вследствие конкуренции, разгоревшейся между политическими лидерами того времени. После поражения В.Кебича на президентских выборах началось открытое противостояние законодательной и исполнительной властей, что нашло свое выражение в игнорировании многих президентских инициатив.

К сожалению, Конституция в большей мере только декларировала принцип разделения властей. Соотношение же полномочий властей было достаточно несбалансированным, не был создан и механизм разрешения противоречий между ними. Президент не обладал правом роспуска парламента, а парламент не имел возможности воздействовать на деятельность правительства, если не считать права ставить вопрос о досрочном отстранении от должности отдельных членов Кабинета Министров. При таком положении дел разделение властей стало перерастать в их противостояние.

С целью его разрешения А.Г.Лукашенко обратился к народу как высшему источнику государственной власти. Президент выступил инициатором проведения республиканского референдума по вопросам внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь, что позволило избежать развития событий по печально известному российскому сценарию.

На ноябрьский референдум 1996 года были представлены Президентом и Парламентом (фракциями аграриев и коммунистов) два проекта новой редакции Конституции, которые носили взаимоисключающий характер. В первом варианте предусматривалось реформирование всей системы государственной власти с доминирующим положением президента, в другом варианте – упразднение поста президента и функционирование государственного механизма в условиях верховенства законодательного органа.

Проект депутатов был практическим возвращением к устаревшей системе доминирования Верховного Совета и в случае принятия создавал угрозу для формирования дееспособной государственной власти.

Во-первых, формирование государственного устройства Беларуси без института президентства не представлялось возможным, поскольку этот институт был воспринят положительно большинством граждан Беларуси, о чем свидетельствует высокая степень участия избирателей в выборах первого Президента страны – 78,97% в I туре и 69,9% – во втором1.

Во-вторых, упразднение института президентства, учрежденного этим же парламентом всего 2 года назад, свидетельствовало о неуважительном отношении парламентариев к высшему нормативному акту государства – Конституции. Такие «революционные» изменения Основного Закона на протяжении мизерного отрезка времени не имели под собой логических оснований, а были продиктованы желанием депутатов разрешить конфликт в свою пользу.

И, наконец, согласно депутатскому проекту парламент становился безраздельным монополистом всей государственной власти: назначал и увольнял судей высших судебных инстанций; принимал Конституцию и вносил в нее изменения; принимал законы и сам их промульгировал; имел право выразить вотум недоверия правительству на любом основании, поскольку они не были зафиксированы в проекте.

«Содержание депутатского проекта свидетельствовало о концентрации полномочий у законодательного собрания, вопреки даже практике политической жизни республики до введения института президентства, когда Верховный Совет вынужден был делегировать часть полномочий Совету Министров»2. Принятие парламентского варианта привело бы к смещению баланса сил в государстве в пользу парламента, к превращению его, по существу, в единый и бесконтрольный орган государственной власти.

Президентский вариант Конституции, принятый на республиканском референдуме, создал совершенно новую модель государственного устройства Беларуси. В нем наиболее последовательно закреплена реализация принципа разделения властей, восстановлено равновесие ее трех ветвей, баланс между обязанностями и правами главы государства, повышен статус исполнительной власти в системе государственных органов и ее роль в управлении государством и обществом, что отражает мировую тенденцию второй половины XX века.


 

14. Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь в контексте идеологии белорусского государства.

 

Парламент (от фр. «parler» – говорить) – это высший представительный и законодательный орган власти. Первый парламент представлял собой орган сословного представительства и был образован в Англии в XIII в. Современный вид и место в системе разделения властей парламенты стран Западной Европы приобрели после буржуазных революций XVII-XVIII вв., в первую очередь, в Англии и Франции. В первой половине XIX в. парламенты стали органами народного представительства и в других европейских странах.

Помимо законодательных функций, современные парламенты осуществляет также контрольные функции (как непосредственно, так и через формируемые им самостоятельные институты, такие как счетная палата, омбудсман), участвуют в формировании правительства, назначении судей. Важнейшим полномочием парламента является утверждение государственного бюджета. В особых случаях парламент или одна из его палат могут выполнять и судебные функции (импичмент).

Каждый парламент или каждая палата парламента формирует комитеты и комиссии для ведения законопроектной работы и содействия в реализации иных своих функций. В странах с многопартийной системой депутаты объединяются по признаку партийной принадлежности в парламентские фракции. Другой формой объединения депутатов являются депутатские группы, которые могут образовываться как по политическому, так и по территориальному и др. признакам. Важнейшими организационными полномочиями в парламенте обладает Президиум.

^ Этапы становления парламентаризма в Республике Беларусь

Парламентаризм в Республике Беларусь прошел в своем развитии ряд этапов, связанных, во-первых, с предысторией белорусского парламентаризма в советский период, во-вторых, с изменением Конституции в 1996 г.

До принятия Конституции 15 марта 1994 г. на территории Беларуси действовала Конституция БССР, которая в различных редакциях принималась 3 февраля 1919 г., 12 апреля 1927 г., 19 февраля 1937 г. и 14 апреля 1978 г. Кроме того, 24 ноября 1996 г. и 15 октября 2004 г. в Конституцию Республики Беларусь вносились изменения и дополнения.

В 1994 г., согласно новой Конституции, высшим представительным постоянно действующим и единственным законодательным органом государственной власти в Республике Беларусь был Верховный Совет, имевший право принимать законы и вносить изменения и дополнения в Конституцию. ВС состоял из 260 депутатов, которые избирались сроком на пять лет.

В 1996 г. белорусский парламент приобрел новое название и структуру. Теперь он называется Национальным собранием (НС) Республики Беларусь и состоит из двух палат – Палаты представителей (ПП) и Совета Республики (СР). Численность депутатского корпуса НС РБ составляет 174 человека. Указом Президента № 495 от 27 ноября 1996 г. был одобрен список из 110 депутатов Верховного Совета, включенных в состав Палаты представителей Национального собрания. Из 53 депутатов, не перешедших в Палату представителей, большинство оказалось в оппозиции и попыталось оспорить легитимность Национального собрания. Однако, безуспешность таких действий показали результаты парламентских выборов 2000 и 2004 гг., позволивших благополучно сформировать нижнюю палату нового парламента на всеобщих выборах. Помимо структуры парламента, Конституция в редакции 1996 г. изменила и срок его полномочий. Если ранее белорусский парламент избирался на пять лет, то теперь – на четыре года.

^ Структура и полномочия белорусского парламента

Национальное собрание Республики Беларусь является представительным и законодательным органом Республики Беларусь. ^ Палата представителей состоит из 110 депутатов, избираемых по мажоритарной системе на всеобщих выборах, и представляет интересы всех граждан Республики Беларусь. Совет Республики является палатой территориального представительства, состоящей из 64 депутатов. Членом Совета Республики может быть гражданин, который прожил на территории соответствующей области не менее 5 лет (ст. 92 Конституции). От каждой области и города Минска тайным голосованием на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня избираются по восемь членов Совета Республики. 8 членов Совета назначает Президент (ст. 91 Конституции). Право выдвижения кандидатов в члены Совета Республики принадлежит президиумам местных Советов базового уровня и г. Минска совместно с соответствующими исполкомами. Кандидатуры в члены Совета Республики обсуждаются на заседаниях собраний депутатов местных Советов базового уровня.

В соответствии со ст. 97 Конституции РБ, Палата представителей НС:

1) рассматривает по предложению Президента либо по инициативе не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом, проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции;

2) рассматривает проекты законов;

3) назначает выборы Президента;

4) дает согласие Президенту на назначение Премьер-министра;

5) заслушивает доклад Премьер-министра о программе деятельности Правительства и одобряет или отклоняет программу; повторное отклонение палатой программы означает выражение вотума недоверия Правительству;

6) рассматривает по инициативе Премьер-министра вопрос о доверии Правительству;

7) по инициативе не менее одной трети от полного состава Палаты представителей выражает вотум недоверия Правительству; вопрос об ответственности Правительства не может быть поставлен в течение года после одобрения программы его деятельности;

8) принимает отставку Президента;

9) выдвигает большинством голосов от полного состава Палаты представителей обвинение против Президента в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления; на основании соответствующего решения Совета Республики принимает большинством не менее двух третей голосов от полного состава решение о смещении Президента с должности;

10) отменяет распоряжения Председателя Палаты представителей.

Палата представителей может принимать решения по другим вопросам, если это предусмотрено Конституцией.

 

 

15. Правительство – Совет Министров Республики Беларусь и идеология белорусского государства.

 


Высшая исполнительная власть в государстве принадлежит правительству. Термин «правительство» имеет несколько значений. Слово«government» переводится с английского как правление, управление, форма правления, правительство и означает весь государственный механизм, включающий не только исполнительную, но и законодательную и судебную власть. Однако чаще всего подправительством понимается государственный коллегиальный орган, осуществляющий текущее руководство страной, а также исполнительную и распорядительную власть. Как правило, правительство называют Советом министров (Индия, Франция, Куба, Республика Беларусь), Кабинетом министров (Чехия, Колумбия, Республика Беларусь в период с 1994 по 1996 годы), просто Кабинетом (Япония), Государственным советом (Швеция, Норвегия, Финляндия), а в федеративных государствах-Федеральным Правительством (ФРГ), Федеральным Советом (Швейцария), Администрацией Президента (США).

Правительство состоит из главы правительства (премьер-министр, канцлер, председатель и др.), министров, зам. министров, министров «без портфелей», парламентских секретарей и др. Внутренние органы правительства составляют комиссии и комитеты.


Правительство Республики Беларусь называетсяСоветом министров и представляет собой центральный орган государственного управления. Совет министров осуществляет исполнительную власть в республике. В первой редакции Конституции Правительство называлось Кабинетом министров.

Правительство как высший орган исполнительной власти имеет рядпризнаков:


Подзаконность. Речь идет о том, что исполнительная власть является вторичной (производной) от законодательной. Все действия и акты органов исполнительной власти основываются на законе, не должны ему противоречить и быть направлены на исполнение закона.

Универсальность. Правительство действует непрерывно на всей территории страны и имеет в своем распоряжении разветвленную систему органов исполнительной власти на местах.

Предметный характер. Как высший орган исполнительной власти правительство осуществляет реализацию политики страны в различных сферах жизни общества. Для осуществления этой цели в руках исполнительной власти находится аппарат чиновников, армия, милиция, а также материальные, финансовые и другие ресурсы.

Отличительной особенностью смешанной республики является двойная ответственность правительства перед президентом и парламентом.Совет министров Республики Беларусь подотчетен Президенту и ответственен перед Парламентом. Президент с согласия Палаты представителей назначает на должность Премьер-министра. Сформированное Правительство во главе с Премьер-министром полностью подчиняется Президенту и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Республики Беларусь. Президент по собственной инициативе может отправить в отставку все Правительство или любого его члена. Ответственность Правительства перед Парламентом заключается в необходимости предоставления на одобрение нижней палаты программы деятельности Правительства, а также в возможности получить вотум недоверия от Палаты представителей.

Руководит работой Правительства Премьер-министр. Он издает в пределах своей компетенции распоряжения и подписывает постановления Правительства.Полномочия Премьер-министра оговорены в ст. 106 Конституции, к числу которых относятся:

- руководство деятельностью Правительства и ответственность за его работу;
- в двухмесячный срок после своего назначения представить Палате представителей программу деятельности Правительства, а в случае ее отклонения в течение двух месяцев представить повторную программу;
- информировать Президента об основных направлениях деятельности Правительства и о всех его важнейших решениях.

 

16. Политика белорусского государства в области этнических и конфессиональных отношений.

 

Беларусь – страна межнационального и межконфессионального согласия.На территории Республики Беларусь проживают люди различных национальностей, представители различных конфессий (вспомните, каков национальный состав населения нашей республики (§ 12)).

По данным социологических исследований, верующие составляют примерно половину взрослого населения страны. Наиболее распространенными конфессиями являются православие, католицизм. К православной церкви относят себя около 80% верующего населения нашей страны. На начало 2009 года Белорусская православная церковь объединяла почти 1500 православных приходов, 11 епархий, 5 духовных учебных заведений, 31 монастырь, около 1300 православных храмов.

Католики составляют около 14% от общего количества верующих. На сегодняшний день четыре епархии Римско-католической церкви объединяют примерно 470 общин. В Беларуси действуют 8 монастырей Римско-католической церкви, более 450 костелов.

К началу 2009 г. в Беларуси функционировали около 1000 протестантских религиозных общин и 5 духовных учебных заведений. Наиболее многочисленными являются христиане веры евангельской (около 500 общин).

В Беларуси существуют также иудейские, мусульманские и другие религиозные объединения. В целом в республике зарегистрированы организации, принадлежащие к 25 конфессиям.

В нашей стране сложились давние традиции сосуществования и взаимодействия различных религий. Для современного белорусского общества характерны веротерпимость, открытость к диалогу, отсутствие конфликтов и острых противоречий на религиозной и национальной основе. Беларусь является территорией межнационального и межконфессионального мира и согласия.

Важную роль в их обеспечении играют как менталитет белорусов, так и политика государства в области межнациональных и в межконфессиональных отношений, направленная на мирное сосуществование религиозных и этнических общностей в интересах устойчивого развития страны.

 

 

17. Идея правового государства и ее реализация в Конституции и законодательстве Республики Беларусь.

 

Разнообразие философско-правовых подходов к проблеме сущности правового государства свидетельствует о том, что нет единых и одних и тех же идей правового государства, одинаковых для всех народов и времен. Все правовые идеи в сознании и идеологии каждого отдельного народа получают своеобразную окраску и свой собственный юридический оттенок. И это находит отражение в законодательстве каждой страны.

Для понимания сущности правового государства с юридико-практической точки зрения решающее значение имеют те правовые формы, которые придают ему общая концепция конституции страны, ее отдельные нормы, а также нормы обычных законов.

Конституции различных стран с точки зрения закрепления в них принципов правового государства можно разбить на две группы. К первой относятся конституции и конституционные акты, которые вообще не содержат термина «правовое государство». Вместе с тем в них закреплены отдельные принципы правовой государственности: разделение властей, гарантированность прав человека и гражданина и другие (Великобритания, Франции, США). Ко второй группе можно отнести конституции, которые закрепили положения о том, что данное государство является правовым (Германия, большинство стран СНГ). В них в разных формах содержится положения о правовой государственности. Вместе с тем провозглашение правовой государственности не есть конституционная констатация уже достигнутого и завершенного процесса, многие страны СНГ весьма далеки от построения основ правового государства.

В Конституции Республики Беларусь сказано: «Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга. Вместе с тем в Беларуси не существует строгого разграничения законодательных и исполнительных функций. Президент Республики Беларусь обладает определенными полномочиями в области законодательства и исполнения законов.

В Конституции Республики Беларусь закреплена взаимная ответственность государства и личности: «Государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности. Гражданин ответственен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией».

 

 

18. Идея социального государства и ее реализация в законодательстве и практической политике Республики Беларусь.

 

 

Социальное государство — характеристика (принцип), относящаяся к конституционно-правовому статусу государства, предполагающая конституционное гарантирование экономических и социальных прав и свобод человека и гражданина и соответствующие обязанности государства. Это означает, что государство служит обществу и стремится исключить или свести к минимуму неоправданные социальные различия.

Социальное государство — это зависимость государства от гражданского общества, его подчиненность интересам граждан, причем не только чисто экономическим, которые входят в понятие социальных интересов, а всеобъемлющим интересам1 . Деятельность такого государства направлена на всеобщее благо, утверждение в обществе социальной справедливости. Оно сглаживает имущественное и иное социальное неравенство, помогает слабым и обездоленным, заботится о предоставлении каждому работы или иного источника существования, о сохранении мира в обществе, формировании благоприятной для человека жизненной среды.

Социальное государство — наиболее целесообразный способ соединения начал свободы и власти в целях обеспечения благополучия личности и благоденствия общества, обеспечения социальной справедливости и солидарности в распределении продуктов труда. Социальное государство знаменует высокий уровень сближения целей и гармонизации отношений государственных институтов и обществ2. Социальная справедливость и социальная солидарность предусматривают реализацию на практике таких положений, как: солидарная ответственность поколений и сословий - богатые платят за бедных; здоровые платят за больных; трудоспособные платят за еще или уже нетрудоспособных; обеспечение равных прав и равных возможностей мужчин и женщин.

Большинство российских исследователей понимает социальное государство как некий институт, который «самообязывается помогать тем, кто не способен к труду, а также тем, кто в силу разных обстоятельств не в состоянии обеспечить себя прожиточным (удовлетворительным, достойным) минимумом»3 . Посредством социальной функции осуществляется «снятие или смягчение социальных противоречий путем использования цивилизованных средств их разрешения; обеспечение человеку надлежащих условий жизни посредством гарантирования определенного объема благ за счет государства»4.

Вообще, слово «социальный» в латинском языке означает «общий», «общественный», то есть относящийся к жизни людей в обществе. Поэтому «социальным» в самом широком значении этого слова является любое государство, будучи продуктом общественного развития. Однако в данном случае под «социальным государством» понимается государство, обладающее особыми качествами и функциями.

Существование и деятельность социального государства тесно связаны с такими общественными явлениями, как демократия, гражданское общество, правовое государство, свобода и равенство, права человека.

 

 

19. Реализация принципов и институтов демократии в политической системе Республики Беларусь.

 

Конституция определяет Республику Беларусь как демократическое государство.

Термин демократия буквально означает «власть народа» или «правление народа».

Демократическим считается такое государство, в котором обеспечивается народовластие, политический плюрализм (многообразие взглядов, мнений, политических партий), внедрен принцип разделения властей, существует местное самоуправление. В таком государстве развиваются все формы собственности, создаются равные условия для их развития.

Демократия означает многообразие политических институтов, идеологий, мнений.

Демократия – власть народа – не означает диктат большинства, она предполагает учет мнения меньшинства. Обеспечить баланс интересов отдельного гражданина, группы граждан, общества в целом – важная и трудная задача любого демократического государства.

Демократия в Беларуси осуществляется на принципах плюрализма, многообразия политических институтов, идеологий, мнений. Необходимым фактором реализации данных принципов является развитое гражданское общество, которое служит своего рода социальным пространством, где создаются необходимые условия для удовлетворения многообразных потребностей индивидов и социальных групп, реализации их интересов и целей. Гражданское общество противостоит авторитарным проявлениям со стороны государственной власти, защищает права и свободы человека.

Исходным принципом демократии является юридическое признание народа в качестве источника власти и носителя верховной власти. Данный принцип закреплен в статье 3 Конституции белорусского государства, который гласит так: «Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституцией».

‑­

В числе принципов демократии — разделение властей и выборность основных органов власти и должностных лиц государства. Согласно статье 6 Конституции государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны, они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.

Важным принципом демократии считается политический и идеологический плюрализм. В соответствии со статьей 4 Конституции демократия в Республике Беларусь осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений. Политические партии и другие общественные объединения, действуя в рамках Конституции и законов Республики Беларусь, содействуют выявлению и выражению политической воли граждан, участвуют в выборах. В соответствии с общепринятыми нормами запрещается создание и деятельность политических партий, а равно других общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды.

Становление и развитие демократии предполагает наличие определенных политических, экономических, социальных и культурных предпосылок. Необходимой политической предпосылкой является наличие национальной государственности. Республика Беларусь и есть состоявшееся национальное государство. Экономической предпосылкой является высокий уровень экономического развития страны и многообразие форм собственности. Социальной предпосылкой является наличие гражданского общества, основы которого в Республике созданы. Культурной предпосылкой является высокая степень грамотности населения и развития культуры. Уровень того и другого в нашей стране отвечает самым высоким критериям.

 

20. Устойчивое и инновационное развитие – способ движения Беларуси к своей стратегической цели.

 

Сегодня белорусская наука выдвигает крупные инновационные идеи, вытекающие из принципиально новых знаний. Использование полученных новых знаний в реальном секторе экономики невозможно без наличия эффективной экспертной системы оценки результатов исследований и разработок.

Решение этих задач определено стратегией инновационного развития Республики Беларусь, предложенной Президентом Республики Беларусь в Послании белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь. Глава государства отметил необходимость внедрения эффективной формы организации исследований на базе создаваемых научно-практических центров и развития инновационной инфраструктуры. Главной целью преобразований является создание системы институтов, необходимых для дальнейшего развития рыночной экономики.

В целях минимизации негативных последствий мирового финансового кризиса на экономику Беларуси следует сохранить и развивать достигнутый уровень интегрированности науки и производства, не допустить разрыва кооперационных связей ученых и производственников. Для обеспечения взаимодействия научно-исследовательских институтов, научных подразделений системы высшего образования и организаций по разработке и производству новых конкурентоспособных товаров необходимо активизировать работу в рамках научно-технических программ и развития фирменной науки в стране.

Сотрудничество в сфере науки, образования и технологий должно быть сосредоточено в тех регионах и научных областях, которые являются особенно важными для Беларуси, или в которых компетенция белорусских ученых наиболее высока, или имеется особенно высокий потенциал для развития. Для адекватного реагирования на вызовы глобальной конкуренции Беларуси необходимо реализовать национальную стратегию, основанную на высоком интеллектуальном потенциале белорусских ученых и создании конкурентоспособной инновационной продукции.

С этой целью Правительством Республики Беларусь разрабатывается Концепция Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы и на перспективу, в которой основными стратегическими целями и задачами определены следующие:

  • развитие науки, научно-технической и инновационной деятельности, разработка основных приоритетных направлений инновационной и инвестиционной деятельности;
  • повышение уровня конкурентоспособности реального сектора экономики;
  • повышение экспорта товаров, услуг, технологий;
  • рациональное использование природных ресурсов, охрана окружающей среды;
  • развитие регионов, малых и средних городов, районов;
  • вовлечение в инновационный процесс малых и средних предприятий;
  • развитие свободных экономических зон;
  • инновационное развитие в сфере энергоэффективности и использования возобновляемых источников энергии;
  • развитие системы информационного и идеологического обеспечения программы.

Правительством Республики Беларусь уделяется особое внимание созданию эффективного механизма правового регулирования научно-технической и инновационной деятельности, в котором особое место должны занимать правовые инструменты государственного стимулирования и поддержки научной и инновационной деятельности.

Учитывая, что государство не только декларирует необходимость разработки новых технологий, но и непосредственно участвует в организации процесса их разработки и внедрения, жизненно необходимым становится построение эффективного механизма правового регулирования всех аспектов инновационного процесса: от финансирования, проведения научных исследований и разработок до реализации инновационной продукции на внутреннем и внешнем рынках.

Республика Беларусь находится на этапе формирования и становления национального законодательства в сфере научно-технической и инновационной деятельности. В условиях рыночной социально ориентированной экономики необходимо, чтобы оно основывалось на принципе государственно-частного партнерства.

В настоящее время разрабатываются нормативные правовые акты, в том числе проект Закона Республики Беларусь «О государственной инновационной политике», определяющие такие основополагающие понятия как «инновационная политика», «субъект инновационной деятельности», «инновационно активная организация», критерии для определения инновационной продукции и др. Названными актами устанавливаются правовые нормы, обеспечивающие достаточные экономические стимулы для осуществления инновационной деятельности как субъектами малого предпринимательства, так и крупными хозяйствующими субъектами; нормы прямого действия, предусматривающие предоставление субъектам инновационной деятельности определенных преимуществ перед иными субъектами хозяйствования.

В ближайшее время особое внимание Совет Министров Республики Беларусь будет уделять реализации следующих мер по развитию научно-инновационного комплекса страны:

  • разработке приоритетных направлений научной, научно-технической деятельности и перечней соответствующих государственных и региональных программ на 2011–2015 годы;
  • перевооружению материально-технической базы науки;
  • совершенствованию системы управления интеллектуальной собственностью и системы подготовки и закрепления кадров высшей научной квалификации для наукоемких отраслей;
  • совершенствованию механизмов финансирования и поддержки субъектов инновационной деятельности, в том числе путем создания венчурных фондов и предоставления налоговых льгот субъектам научной и инновационной деятельности;
  • формированию самостоятельных научно-технических корпоративных структур, ориентированных на решение межотраслевых технологических проблем и создание высокотехнологичной наукоемкой продукции.

Консолидация усилий всех участников образовательного, научно-технического и инновационных процессов откроет возможность создания в ближайшие годы в Республике Беларусь эффективной белорусской модели национальной инновационной системы, которая обеспечит широкое распространение знаний и высокие темпы научно-технического прогресса.