ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ТЫВИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

НРК

ЭТНОПСИХОЛОГИЯ

 

 

Учебно-методическое пособие

Кызыл-2010

Печатается по решению учебно-методического совета Тывинского государственного университета

 

 

УДК 15+371.128.1

ББК 88.4

 

 

Этнопсихология.Учебно-методическое пособие для студентов Тывинского государственного университета, обучающихся по специальности «050706 – Педагогика и психология». – Кызыл: Издательство Тывинского государственного университета, 2010. – 134 с.

 

 

Структура учебно-методического пособия включает в себя теоретический материал, раскрывающий основные вопросы этнопсихологии, тематику семинарских и лабораторных занятий, методические рекомендации и указания по изучению дисциплины, дидактические материалы для контроля и самоконтроля усвоения учебного материала, глоссарий, хрестоматию, список рекомендуемой литературы, что позволяет студентам очной и заочной форм обучения самостоятельно освоить основы данной дисциплины.

Пособие предназначено для использования студентами и преподавателями психологических и педагогических специальностей. Пособие может использоваться при подготовке по направлению «030300.62 Психология, Квалификация (степень) выпускника: Бакалавр психологии».Знакомство с содержанием пособия будет интересно слушателям курсов повышения квалификации, социологам, специалистам-практикам в сфере межнациональных отношений, политики, коммуникаций, управления.

 

Составитель: Ондар Л.М., канд. психол. наук, доценткафедры психологии и педагогики развития личности ТывГУ.

 

Рецензенты:

Товуу Н.О.,докт. психол. наук, профессор кафедры психологии и акмеологии образования Тывинского государственного университета.

 

Ооржак Л.Н.,канд. психол. наук, старший преподавателькафедры психологии и педагогики развития личности Тывинского государственного университета.

 

Дугар-Сюрюн К.М.,педагог-психолог МОУ СОШ № 2 г. Кызыла

 

 

©Тывинский государственный университет, 2010

Оглавление

 

Пояснительная записка..............................................................………………………...............4

Объем дисциплины и виды учебной работы (ДФО и ЗФО)………………………….……....5

Тематический план дисциплины.....................……………………………………….….…......6

Содержание курса….....................……………………………………........................................7

Темы лекционных занятий………………………………………………………………….....13

Содержание лекций……………………..………………………………………………….….13

Темы семинарских занятий....................................................................................……...........18

Содержание семинарских занятий.....................................................................……..............18

Задания для самостоятельной работы студентов………………………………....................29

Тематика рефератов …………………………………………………………………………...30

Тематика курсовых и дипломных исследований....................................................................32

Материалы для проведения промежуточных и итоговых аттестаций

Терминологические диктанты………………………………………………………...33

Тестовые задания…………………….….……………………………………………...34

Итоговый контроль. Требования к зачету…………………………………………….55

Вопросы к зачету....................................... ………………………………………….....55

Словарь основных терминов……………………………………………………………..…....57

Словарь персоналий……………………………………………………………………………63

Рекомендуемая литература

Основная………………………………………………………………………………...68

Дополнительная………………………………………………………………………...69

Тувинцы………………………………………………………………………………....70

Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Методические рекомендации преподавателю………………….………………….....72

Методические указания студентам…………………………………………………....73

Приложения

Приложение 1.Статьи и фрагменты работ ученых-тувиноведов по проблемам психологии тувинского этноса

Ламажаа Ч. Когорты века. Тувинские поколения: с чем мы вступили в XXI век….75

Даргын-оол Ч. Резкая континентальность тувинцев. Зарисовки об особом внутрисаянском мире…………………………………………………………...……...85

Анайбан З.В. Из истории межэтнических отношений в Туве……………………….93

Резников Е.Н., Товуу Н.О. Факторы формирования психологического облика

тыва этноса………………………………………………………………………...…..98

Кужугет А.К. Стереотипы поведения. Этика и этикет…………………………..…106

Приложение 2. Тест «Каков Ваш менталитет: западный или

восточный?» …………………………………………………………..………………112

Приложение 3. Фрагменты из студенческих работ

Представления о русском национальном характере в пословицах и поговорках...114

Особенности вербальной и невербальной коммуникации у русского народа……115

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     

Учебная дисциплина «Этнопсихология» изучается студентами высших учебных заведений в цикле общепрофессиональных дисциплин (национально-региональный компонент). Дисциплина изучается в тесной взаимосвязи с общей, социальной, возрастной и педагогической психологией и психодиагностикой. Отдельные вопросы этнопсихологии раскрываются в курсах социальной психологии, этнопедагогики, психологии личности. Как междисциплинарная наука этнопсихология тесно связана с философией, социологией, этнологией, культурантропологией, этнопедагогикой, этнолингвистикой и другими науками естественнонаучного и гуманитарного профилей.

Основная цель курса - заложить основы профессиональной компетентности будущих педагогов-психологов и бакалавров психологии в области психологических особенностей индивида или группы людей, связанных с их этнической и культурной принадлежностью. Это имеет особое значение в условиях многонациональности российского общества и интенсификации процессов межкультурного взаимодействия. Кроме того, представляется необходимым формировать навыки анализа этнопсихологических явлений повседневной жизни для формирования и последующего закрепления толерантности к другим этническим культурам.

В учебном курсе «Этнопсихология» рассматриваются теоретические проблемы больших и малых этнических групп, межэтнических отношений, проблемы национального характера, этнической идентичности личности, а также причины возникновения этнических конфликтов, психология миграций и адаптации личности к новым культурным условиям.

Учебные задачи курса:

  • дать студентам общие сведения об этнической психологии как научной дисциплине и ее основных теоретических направлениях;
  • рассмотреть историческую эволюцию научных взглядов на проблему этнической психологии;
  • дать студентам сведения об основных методах этнопсихологических исследований;
  • ознакомить с основными понятиями, разделами и проблемами этнопсихологии;
  • познакомить с этническими различиями, обусловливающими особенности восприятия и поведения;
  • дать научно-теоретические знания по особенностям психического склада тувинского, русского и других народов;
  • сформировать более широкий взгляд на особенности психологии общения между людьми, принадлежащими к разным этническим группам.
  • ориентировать на применение полученных знаний в психолого-педагогической практике и повседневной жизни, при работе с учителями и родителями.

Требования к знаниям, умениям, навыкам студентов:

Студенты должны иметь представление об основных особенностях и различиях этнических групп; знать теоретические и методические подходы к исследованию этноса; уметь осуществлять экспериментальные исследования в области этнопсихологии; делать психологический анализ и прогноз развития межэтнических отношений. Изучение тем учебной дисциплины также должно способствовать расширению научного мировоззрения обучаемых и повышению их методической культуры, способствовать формированию творческого мышления и навыков самостоятельного анализа этнопсихологических явлений и специфики их проявления.

Важнейшим видом занятий, составляющим основу теоретической и методологической подготовки студентов, являются лекции, на которые в курсе отводится 28 учебных часа. Они имеют целью дать обучаемым стройную систему научных знаний по изучаемой дисциплине и должны читаться на высоком теоретическом и научно-методическом уровне, носить проблемный и диалоговый характер.

Соотносить теоретические положения с практикой студенты учатся на семинарских занятиях. Студентам предлагается не только ответить на поставленные вопросы, но и выполнить практические задания (составить обобщающие таблицы и логические схемы статей, разработать психолого-педагогические рекомендации и памятки, оформить стенгазеты, написать аналитические заключения, эссе и обзоры и т.д.).

Курс «Этнопсихология» (специальность «Педагогика и психология») изучается в 6 семестре (III курс) и включает в себя 56 часов аудиторных занятий (из 28 - лекционных, 28 – практических) и 56 часов самостоятельной работы. По результатам изучения дисциплины студенты сдают зачет.


ские и методические подходы к исследованию этноса; уметь осуществлять экспериментальные исследования в области этнопсихологии; делать психологический анализ и прогноз развития межэтнических отношений. Изучение тем учебной дисциплины также должно способствовать расширению научного мировоззрения обучаемых и повышению их методической культуры, способствовать формированию творческого мышления и навыков самостоятельного анализа этнопсихологических явлений и специфики их проявления.

Важнейшим видом занятий, составляющим основу теоретической и методологической подготовки студентов, являются лекции, на которые в курсе отводится 28 учебных часа. Они имеют целью дать обучаемым стройную систему научных знаний по изучаемой дисциплине и должны читаться на высоком теоретическом и научно-методическом уровне, носить проблемный и диалоговый характер.

Соотносить теоретические положения с практикой студенты учатся на семинарских занятиях. Студентам предлагается не только ответить на поставленные вопросы, но и выполнить практические задания (составить обобщающие таблицы и логические схемы статей, разработать психолого-педагогические рекомендации и памятки, оформить стенгазеты, написать аналитические заключения, эссе и обзоры и т.д.).

Курс «Этнопсихология» (специальность «Педагогика и психология») изучается в 6 семестре (III курс) и включает в себя 56 часов аудиторных занятий (из 28 - лекционных, 28 – практических) и 56 часов самостоятельной работы. По результатам изучения дисциплины студенты сдают зачет.