Аналіз документів як один з найважливіших методів збору даних.

Анализ документов — метод исследования в социологии, при котором источником информации служат текстовые сообщения, содержащиеся в любых документах: протоколах, докладах, резо-люциях и решениях, публикациях газет, журналов, в письмах, художественных произведениях, иллюстрациях. Он позволяет получить сведения о прошедших событиях, непосредственное наблюдение либо опрос участников которых уже невозможны. Изучение по текстам одного и того же явления на протяжении многих лет позволяет установить тенденции и динамику его развития.

Анализ документов может выступать в роли единственного, главного или дополнительного метода познания в социологическом исследовании. Он прекрасно сочетается с хорошо известными метода ми, такими как опрос и наблюдение, хуже или реже — с экспериментом.

Анализ документов широко применяется в качественной соци­ологии, где выступает важнейшим средством сбора уникальных данных, недоступных другим видам исследования.

В социологии принято различать два главных вида анализа документов:

качественный анализ, который называют еще традиционным;

количественный анализ, который по международной классификации именуют контент-анализом.

Первый способ включает все многообразие операций, связанных с отбором и оценкой качества документов, восприятием и интерпретацией их содержания. Такой метод основан на интуитивном понимании, анализе и обобщении содержания документов, а также на логическом обосновании выводов. Типичным примером традиционного интуитивного анализа документов является чтение социологом литературы по изучаемой проблеме и из­ложение своих выводов в виде научного обзора. Главное ограни­чение — возможность субъективных смещений информации, обу­словленная влиянием установок и предпочтений исследователя, сложившихся до начала анализа. Подобные влияния могут не осоз­наваться, а строгих критериев для их обнаружения и оценки не существует. Для преодоления подобных недостатков применяют­ся методики формализованного анализа текстов. Документальные источники всегда служили и продолжают слу­жить в социологии главным способом получения нужной для ис­следования информации.

Контент-анализ используется социологами уже более 100 лет. С его помощью изучалась религиозная символика и популярные песни, устанавливалась мера эффективности по­литических слоганов, реклам и вражеской пропаганды, определялись особенности су­ицидального поведения, проявившиеся в предсмертных записках самоубийц, стереотипы сознания различных социальных групп, вы­являлась направленность демонстрации людей определенной наци­ональности на телеэкранах, идеологическая подоплека передовиц га­зет, отличия в трактовках одного и того же события в разных СМИ, исследовались многие другие темы. В последние десятилетия дан­ный социологический метод заимствовали и активно используют представители социогуманитарных наук (юристы, историки, журна­листы, языковеды, литературоведы, политологи, психологи, эконо­мисты, педагоги, социальные работники, культурологи, библиоте­коведы, искусствоведы).