Контрольна та експериментальна група, їх формування.

Важным условием эксперимента выступает формирование или подбор экспериментальных групп. Самый простой способ прове­дения эксперимента — сравнение состояния до и после. Можно, например, сравнить показатели производительности труда и ос­вещенности рабочих мест, если вторые изменять умышленно. Однако такая упрощенная процедура не позволяет следить за мно­жеством других, не учтенных переменных, которые влияют на зависимые. Чтобы снять эти влияния или хотя бы проконтроли­ровать их присутствие, применяют выделение не только экспериментальных, но и контрольных групп. Оно основано на предположении о том, что неучтенные факторы одинаково действуют как в экспериментальной, так и в контрольной группах. В экспери­ментальной группе производится изменение контролируемых (не зависимых) переменных. В контрольных группах независимые переменные остаются без изменения.

Обе группы в научном эксперименте, если это действительно таковой, должны быть тождественными (идентичными, похожи­ми по важнейшим признакам). Принцип сходства двух групп — экспериментальной и контрольной — не должен нарушаться во время всего хода эксперимента. Его соблюдение называют конт­ролем эксперимента. Контроль — одна из ведущих результирую­щих процедур на всех этапах проведения эксперимента. Его основная функция — обеспечение чистоты эксперимента в отноше­нии сформированных групп и поведения переменных. Контроль предполагает четкое наблюдение за объектом — регистрацию переменных и их состояний, а также регулирование процессов с целью поддержания заданных параметров состояния объекта.

В социологии используются три метода формирования групп: по­парного отбора, структурной идентификации и случайного отбора.

Метод попарного отбора: из генеральной совокупности отби­раются две группы таким образом, чтобы они были идентичны по нейтральным и контрольным, но отличались по факторным ха­рактеристикам6. После чего для обеих групп создаются одинаковые условия, а через некоторое время измеряется эффект экспе­римента путем фиксации и сравнения параметров контрольных признаков в обеих группах. Метод используется преимуществен­но в параллельном эксперименте.

Метод структурной идентификации применяется как в линей­ном, так и параллельном эксперименте. В линейном эксперимен­те группа отбирается так, чтобы она представляла собой макромо­дель генеральной совокупности по нейтральным и контрольным ха­рактеристикам. Такой отбор может быть осуществлен по принципу квотной выборки. В параллельном эксперименте по тем же харак­теристикам выравниваются структуры экспериментальной и контрольной групп. Например, имеем две группы численностью соот­ветственно 50 и 90 человек. Известно, что в первой эксперимен­тальной группе среднее образование имеют 70% членов группы (35 человек), а высшее — 30% (15 человек). Во второй (контрольной) группе — по 50% тех и других (по 45 человек). Предположим, что в целях создания экспериментальной ситуации нам желательно по характеристике «уровень образования» структуру контрольной груп­пы привести в соответствие со структурой экспериментальной груп­пы. Тогда при помощи арифметических приемов мы находим, что контрольная группа должна включать 60 человек: 42 человека (70%) со средним и 18 человек (30%) — с высшим образованием.

Метод случайного отбора идентичен ранее рассмотренным мето­дам вероятностной выборки с заранее заданным объемом. Как пра­вило, его используют в полевых экспериментах при большой (до нескольких сотен человек) численности экспериментальной группы7.

В технологии случайного отбора широко применяется рандоми­зация. Рандомизация (randomisation) — процедура, обеспечивающая случайное распределение испытуемых в экспериментальную и кон­трольную группы. Цель — минимизировать возможность сознатель­ного или неосознанного отбора испытуемых одного типа, напри­мер наиболее образованных или наиболее здоровых.