1. При сбрасывании листьев деревьями и кустарниками значительно сокращается поглощение ими воды, так как
|
| 1)
| усиливается корневое давление
|
| 2)
| уменьшается испарение воды
|
| 3)
| прекращается процесс дыхания
|
| 4)
| ухудшается минеральное питание
| |
2. Мхи обитают только в сырых местах, так как они
|
| 1)
| низкорослые растения
|
| 2)
| имеют плохо развитые проводящие ткани
|
| 3)
| хорошо выносят тень
|
| 4)
| имеют фотосинтезирующие ткани
| |
3. Какой признак свидетельствует о принадлежности медуз к типу Кишечнополостные?
|
| 1)
| реактивный способ движения
|
| 2)
| гетеротрофное питание
|
| 3)
| личиночная стадия в цикле развития
|
| 4)
| двуслойное строение тела
| |
4. В основе естественной системы классификации растительного мира лежит
|
| 1)
| родство и общность происхождения групп
|
| 2)
| сходство внешнего и внутреннего строения растений
|
| 3)
| сходство процессов жизнедеятельности в организме
|
| 4)
| приспособленность организмов к среде обитания
| |
5. Установите соответствие между паразитическим червем и типом, к которому он принадлежит.
|
| ПАРАЗИТИЧЕСКИЙ ЧЕРВЬ
|
| ТИП
| А)
| аскарида человеческая
| Б)
| острица
| В)
| эхинококк
| Г)
| печёночный сосальщик
| Д)
| бычий цепень
| |
| 1)
| Круглые черви
| 2)
| Плоские черви
| | |
6. Если поместить растение корнями в подсоленную воду, то через некоторое время оно завянет. Объясните почему.
7. Какова роль перьевого покрова в жизни птиц? Приведите не менее трёх значений.
8. В корнях растений отсутствует ткань
| |
| 1)
| покровная
|
| 2)
| образовательная
|
| 3)
| фотосинтезирующая
|
| 4)
| проводящая
| | |
9. Плоды образуются у растений отдела
| |
| 1)
| Голосеменные
|
| 2)
| Покрытосеменные
|
| 3)
| Плауновидные
|
| 4)
| Папоротниковидные
| | |
10. Признак, характерный только для моллюсков, - наличие
| | |
| 1)
| членистого тела
|
| 2)
| двусторонней симметрии
|
| 3)
| нервной системы
|
| 4)
| мантии и мантийной полости
| | |
11. Об усложнении кровеносной системы млекопитающих, по сравнению с пресмыкающимися, свидетельствует
| |
| 1)
| появление трёхкамерного сердца
|
| 2)
| полное разделение венозной и артериальной крови
|
| 3)
| образование неполной перегородки в желудочке сердца
|
| 4)
| наличие двух предсердий в сердце
| | |
12. Определите число родов, в которые объединены перечисленные виды растений: колокольчик сборный, клевер красный, василёк полевой, клевер ползучий, горох посевной, василёк луговой.
| |
| 1)
| один
|
| 2)
| два
|
| 3)
| три
|
| 4)
| четыре
| | |
13. Грибы, в отличие от растений,
| |
| 1)
| растут в течение всей жизни
|
| 2)
| не имеют митохондрий в клетках
|
| 3)
| по способу питания гетеротрофные организмы
|
| 4)
| не имеют клеточного строения
| | |
14. К вегетативным органам растений относят
| |
| 1)
| цветок
|
| 2)
| плод
|
| 3)
| стебель
|
| 4)
| семя
| | |
15. Что свидетельствует о более высокой организации папоротников по сравнению с мхами?
| |
| 1)
| размножение спорами
|
| 2)
| наличие у них корней
|
| 3)
| клеточное строение
|
| 4)
| чередование полового и бесполого поколений
| | |
16. Какую функцию выполняют органы бычьего цепня, обозначенные на рисунке вопросительным знаком?
| |
| 1)
| всасывание питательных веществ из кишечника хозяина
|
| 2)
| выделение веществ, защищающих тело от переваривания
|
| 3)
| прикрепление червя к стенке кишечника хозяина
|
| 4)
| поглощение частиц пищи и их переваривание
| | |
17. Сложные формы поведения, обусловленные наличием коры головного мозга, проявляются у
| |
| 1)
| пресмыкающихся
|
| 2)
| земноводных
|
| 3)
| млекопитающих
|
| 4)
| рыб
| | |
18. Каждый отдел растений подразделяют на
| |
| 1)
| царства
|
| 2)
| типы
|
| 3)
| отряды
|
| 4)
| классы
| | |
19. Установите соответствие между признаком животного и классом, для которого он характерен.
|
| ПРИЗНАК
|
| КЛАСС ЖИВОТНЫХ
| А)
| теплокровность
| Б)
| температура тела зависит от температуры окружающей среды
| В)
| сердце трёхкамерное, два круга кровообращения
| Г)
| тело при перемещении обычно соприкасается с землёй
| Д)
| характерно двойное дыхание
| Е)
| артериальная и венозная кровь в сердце не смешиваются
| |
| 1)
| Птицы
| 2)
| Пресмыкающиеся
| | | |
20. Из завязи пестика после оплодотворения образуется
|
| 1)
| плод
|
| 2)
| семя
|
| 3)
| зигота
|
| 4)
| зародыш
| |
21. Водоросли, в отличие от растений других групп,
|
| 1)
| не образуют половых клеток
|
| 2)
| размножаются спорами
|
| 3)
| имеют небольшие размеры и живут в воде
|
| 4)
| не имеют тканей и органов
| |
22. Какую функцию выполняет клетка, обозначенная вопросительным знаком на схеме строения тела гидры?
|
| 1)
| принимает возбуждение и передаёт его другим клеткам
|
| 2)
| при делении образует клетки других видов
|
| 3)
| вызывает паралич или гибель прикоснувшихся мелких животных
|
| 4)
| воспринимает действия химических раздражителей
| |
23. Какая часть органа слуха позвоночных животных развивается только у млекопитающих?
|
| 1)
| внутреннее ухо
|
| 2)
| полость среднего уха
|
| 3)
| ушная раковина
|
| 4)
| слуховая труба
| |
24. В неблагоприятных условиях бактерии
|
| 1)
| активно размножаются
|
| 2)
| превращаются в споры
|
| 3)
| образуют гаметы
|
| 4)
| образуют микоризу
| |
25. Установите соответствие между признаком и классом позвоночных животных, для которого он характерен.
|
| ПРИЗНАК
|
| КЛАСС ЖИВОТНЫХ
| А)
| сердце трёхкамерное с неполной перегородкой в желудочке
| Б)
| в желудочке сердца артериальная и венозная кровь не смешиваются
| В)
| кости полые, заполнены воздухом
| Г)
| интенсивный обмен веществ
| Д)
| всё тело покрыто роговой чешуёй
| Е)
| наличие цевки
| |
| 1)
| Пресмыкающиеся
| 2)
| Птицы
| | | |
| 26. Установите последовательность стадий развития папоротника, начиная с прорастания споры.
| |
| 1)
| образование гамет
| 2)
| оплодотворение и образование зиготы
| 3)
| развитие взрослого растения (спорофит)
| 4)
| образование заростка
| | |
| | | | | | | | | | |
27. Бычий цепень вызывает нарушения в жизнедеятельности организма человека. Чем это объясняется?
28. Какие преимущества и недостатки имеют растения с крупными семенами?
29. Микориза – это
| |
| 1)
| симбиоз мицелия с корнями растений
|
| 2)
| болезнь растения, вызванная грибами
|
| 3)
| гифы гриба, на которых развивается плодовое тело
|
| 4)
| паразит, живущий за счёт других организмов
| | |
30. На каком рисунке изображена клетка, которая не может делиться?
| |
| |
31. Зелёные водоросли относят к царству растений, так как они
| |
| 1)
| являются индикаторами загрязнения воды и почвы
|
| 2)
| в клетках содержат хлорофилл
|
| 3)
| выделяют в атмосферу углекислый газ в процессе дыхания
|
| 4)
| имеют клеточное строение
| | |
32. Взрослая особь человеческой аскариды обитает в
| |
| 1)
| желудке
|
| 2)
| лёгких
|
| 3)
| кишечнике
|
| 4)
| надпочечниках
| | |
33. Обыкновенный дельфин, погружаясь в морские глубины, расходует кислород, который содержится в
| |
| 1)
| жабрах
|
| 2)
| лёгких
|
| 3)
| воздушных мешках
|
| 4)
| полостях тела
| | |
34. Лишайники, в отличие от мхов,
| |
| 1)
| образуют ризоиды
|
| 2)
| размножаются спорами
|
| 3)
| являются комплексными организмами
|
| 4)
| вступают в симбиоз с корнями высших растений
| | |
35. Установите соответствие между признаком организма и царством, для которого он характерен.
| |
| ПРИЗНАК ОРГАНИЗМА
|
| ЦАРСТВО
| А)
| ДНК замкнута в виде кольца
| Б)
| автотрофы или гетеротрофы
| В)
| клетки имеют оформленное ядро
| Г)
| ДНК имеет линейное строение
| Д)
| в клеточной стенке имеется хитин
| Е)
| ядерное вещество расположено в цитоплазме
| |
| | |
| | | |
36. Определите класс цветкового растения, изображённого на рисунке. Обоснуйте Ваш ответ. Назовите органы, обозначенные на рисунке буквами А и Б, и объясните их роль в жизни растения.
37. В сколько родов можно объединить виды растений из приведённого списка: боярышник колючий, василёк луговой, василёк синий, клевер красный, клевер ползучий, берёза бородавчатая, колокольчик раскидистый?
| |
| |
38. Какой буквой на рисунке обозначена часть цветка, в которой происходит оплодотворение?
| |
| |
39. Семена хвойных растений, в отличие от цветковых,
| |
| 1)
| содержат зародыш с запасом питательных веществ
|
| 2)
| образуются в плодах
|
| 3)
| не имеют семенной кожуры
|
| 4)
| развиваются на чешуйках шишек
| | |
40. В основе сложного поведения общественных насекомых лежит
| |
| 1)
| инстинкт
|
| 2)
| условный рефлекс
|
| 3)
| рассудочная деятельность
|
| 4)
| развитие с метаморфозом
| | |
41. У каких позвоночных животных в процессе эволюции впервые появились трёхкамерное сердце и лёгкие?
| |
| 1)
| земноводные
|
| 2)
| пресмыкающиеся
|
| 3)
| рыбы
|
| 4)
| птицы
| | |
42. Что происходит в пищеварительных вакуолях простейших?
| |
| 1)
| неорганические вещества растворяются и выводятся наружу
|
| 2)
| синтезируются органические вещества
|
| 3)
| органические вещества превращаются в воду и углекислый газ
|
| 4)
| сложные органические вещества расщепляются до мономеров
| | |
43. Верны ли следующие суждения об индивидуальном развитии организмов?
А. У большинства позвоночных животных в эмбриональном состоянии закладывается хорда, которая далее замещается хрящевым или костным скелетом.
Б. Позвоночные животные развиваются из оплодотворённой яйцеклетки.
| |
| 1)
| верно только А
|
| 2)
| верно только Б
|
| 3)
| верны оба суждения
|
| 4)
| оба суждения неверны
| | |
44. Установите соответствие между признаком кровеносной системы и классом позвоночных животных, для которых он характерен.
|
| ПРИЗНАК
|
| КЛАСС ЖИВОТНЫХ
| А)
| сердце заполнено венозной кровью
| Б)
| наличие трёхкамерного сердца
| В)
| в желудочке сердца кровь смешивается
| Г)
| один круг кровообращения
| Д)
| наличие одного предсердия
| |
| 1)
| Костные рыбы
| 2)
| Земноводные
| | | |
| | | |
45. Почему малярия распространена в заболоченных районах? Кто является возбудителем этого заболевания?
46. Грибы, в отличие от бактерий,
| |
| 1)
| относят к ядерным организмам
|
| 2)
| являются гетеротрофами
|
| 3)
| участвуют в почвообразовании
|
| 4)
| участвуют в круговороте веществ
| | |
47. Во время цветения плодовых деревьев в саду ставят ульи с пчёлами, так как они
| |
| 1)
| служат пищей для некоторых животных
|
| 2)
| уничтожают вредителей сада
|
| 3)
| опыляют цветки растений
|
| 4)
| выполняют роль редуцентов
| | |
48. «Салат из морской капусты» представляет собой продукт переработки
| |
| 1)
| бурых водорослей
|
| 2)
| растений семейства Капустные
|
| 3)
| зелёных водорослей
|
| 4)
| морского планктона
| | |
49. Какой признак отсутствует у кишечнополостных?
| |
| 1)
| многоклеточность
|
| 2)
| лучевая симметрия
|
| 3)
| третий зародышевый листок
|
| 4)
| размножение почкованием
| | |
50. Для представителей какой группы животных характерна зубная система с зубами, расположенными в ячейках челюстей?
| |
| 1)
| Земноводные
|
| 2)
| Млекопитающие
|
| 3)
| Членистоногие
|
| 4)
| Моллюски
| | |
51. Какой буквой на рисунке обозначено место в цветке, где происходит двойное оплодотворение?
| |
| |
52. Установите соответствие между признаком животного и классом, для которого он характерен.
|
| ПРИЗНАК ЖИВОТНОГО
|
| КЛАСС
| А)
| наличие головогруди и брюшка
| Б)
| одна пара усиков
| В)
| четыре пары ходильных ног
| Г)
| глаза простые или отсутствуют
| Д)
| дыхание только трахейное
| |
| 1)
| Паукообразные
| 2)
| Насекомые
| | | |
53. Какой признак характерен только для грибов?
|
| 1)
| неподвижность
|
| 2)
| наличие гиф
|
| 3)
| наличие клеточной стенки
|
| 4)
| размножение спорами
| |
54. Семя, в отличие от споры, представляет собой
|
| 1)
| зародыш с запасом питательных веществ
|
| 2)
| генеративную почку
|
| 3)
| видоизменённый зачаточный побег
|
| 4)
| сформировавшийся одноклеточный зародыш
| |
55. Мхи – более высокоорганизованные растения, чем водоросли, так как
|
| 1)
| содержат хлорофилл в клетках
|
| 2)
| размножаются бесполым путём
|
| 3)
| имеют клеточное строение
|
| 4)
| состоят из тканей и органов
| |
56. У свободноживущего плоского червя белой планарии, в отличие от печёночного сосальщика,
|
| 1)
| жизненный цикл происходит со сменой хозяев
|
| 2)
| тело имеет двустороннюю симметрию
|
| 3)
| имеется выделительная система
|
| 4)
| нервная система и органы чувств лучше развиты
| |
57. Усложнение строения кровеносной системы млекопитающих, в сравнении с пресмыкающимися, состоит в появлении
|
| 1)
| четырёхкамерного сердца
|
| 2)
| второго круга кровообращения
|
| 3)
| клапанов в сердце
|
| 4)
| аорты и артерий
| |
58. Развитию боковых корней способствует
|
| 1)
| рыхление и полив почвы
|
| 2)
| удаление верхушки главного корня
|
| 3)
| пасынкование и удаление части листьев
|
| 4)
| прищипка верхушки побега
| |
59. Прогрессивная особенность членистоногих, по сравнению с кольчатыми червями, – появление
|
| 1)
| отделов тела и наружного скелета
|
| 2)
| незамкнутой кровеносной системы
|
| 3)
| нервной системы узлового типа
|
| 4)
| пищеварительной системы
| |
60. В чём выражается приспособленность аскариды к паразитическому образу жизни?
|
| 1)
| развитие личинки в теле хозяина
|
| 2)
| размножение половым путём
|
| 3)
| наличие плотной кутикулы
|
| 4)
| наличие двусторонней симметрии тела
|
| 5)
| наличие кожно-мускульного мешка
|
| 6)
| образование большого числа яиц
| |
61. Установите соответствие между признаком рыб и классом, для которого он характерен.
| |
| ПРИЗНАК РЫБ
|
| КЛАСС
| А)
| жаберные щели открываются наружу
| Б)
| рот смещён на брюшную сторону тела
| В)
| большинство представителей имеют плавательный пузырь
| Г)
| костный скелет
| Д)
| жабры прикрыты жаберными крышками
| |
| 1)
| Хрящевые рыбы
| 2)
| Костные рыбы
| | | |
| | | | | | |
62. В чём состоит связь дыхания и фотосинтеза у растений?
63. Грибы, в отличие от растений,
| |
| 1)
| не имеют хлоропластов
|
| 2)
| не имеют митохондрий
|
| 3)
| растут в течение всей жизни
|
| 4)
| поглощают воду и минеральные вещества из почвы
| | |
64. Укажите верное описание корневого волоска.
| |
| 1)
| часть корня, в которой находятся сосуды
|
| 2)
| часть корня, защищённая корневым чехликом
|
| 3)
| молодой кончик корня, состоящий из одинаковых клеток
|
| 4)
| молодая сильно вытянутая клетка с тонкой оболочкой
| | |
65. Наличие у папоротников корня свидетельствует об их усложнении по сравнению с
| |
| 1)
| мхами
|
| 2)
| хвощами
|
| 3)
| плаунами
|
| 4)
| голосеменными
| | |
66. Какую функцию в теле инфузории-туфельки выполняют органоиды, обозначенные на рисунке вопросительным знаком?
| |
| 1)
| ориентации в среде обитания
|
| 2)
| защиты от механических воздействий среды
|
| 3)
| поступательного вращательного движения
|
| 4)
| выделения из организма вредных веществ
| | |
67. У млекопитающих, по сравнению с пресмыкающимися, в процессе эволюции в дыхательной системе появились
| |
| 1)
| правое и левое лёгкие
|
| 2)
| трахеи и бронхи
|
| 3)
| ноздри и носовые полости
|
| 4)
| лёгочные пузырьки в лёгких
| | |
68. Наличие какой особенности строения ланцетника указывает на его близость с позвоночными животными?
| |
| 1)
| хорды
|
| 2)
| мышц
|
| 3)
| плавников
|
| 4)
| костного скелета
| | |
69. Передвижению воды по стволу дерева на большую высоту способствует корневое давление и
| |
| 1)
| поглощение корнями минеральных веществ
|
| 2)
| отток органических веществ в другие органы
|
| 3)
| испарение воды листьями
|
| 4)
| образование органических веществ в растении
| | |
70. Установите соответствие между признаком животного и классом, для которого он характерен.
|
| ПРИЗНАК ЖИВОТНОГО
|
| КЛАСС
| А)
| дыхание лёгочное и кожное
| Б)
| оплодотворение наружное
| В)
| кожа сухая, без желёз
| Г)
| постэмбриональное развитие с превращением
| Д)
| размножение и развитие происходят на суше
| Е)
| оплодотворённые яйца с большим содержанием желтка
| |
| 1)
| Земноводные
| 2)
| Пресмыкающиеся
| | | |
| | | |
71. Ветроопыляемые деревья и кустарники чаще зацветают до распускания листьев. В их тычинках, как правило, образуется гораздо больше пыльцы, чем у насекомоопыляемых. Объясните, с чем это связано.