Система орг. Мира.70-71

1. При сбрасывании листьев деревьями и кустарниками значительно сокращается поглощение ими воды, так как
  1) усиливается корневое давление
  2) уменьшается испарение воды
  3) прекращается процесс дыхания
  4) ухудшается минеральное питание
2. Мхи обитают только в сырых местах, так как они
  1) низкорослые растения
  2) имеют плохо развитые проводящие ткани
  3) хорошо выносят тень
  4) имеют фотосинтезирующие ткани
3. Какой признак свидетельствует о принадлежности медуз к типу Кишечнополостные?
  1) реактивный способ движения
  2) гетеротрофное питание
  3) личиночная стадия в цикле развития
  4) двуслойное строение тела
4. В основе естественной системы классификации растительного мира лежит
  1) родство и общность происхождения групп
  2) сходство внешнего и внутреннего строения растений
  3) сходство процессов жизнедеятельности в организме
  4) приспособленность организмов к среде обитания
5. Установите соответствие между паразитическим червем и типом, к которому он принадлежит.
 
ПАРАЗИТИЧЕСКИЙ ЧЕРВЬ   ТИП
А) аскарида человеческая
Б) острица
В) эхинококк
Г) печёночный сосальщик
Д) бычий цепень
 
1) Круглые черви
2) Плоские черви

6. Если поместить растение корнями в подсоленную воду, то через некоторое время оно завянет. Объясните почему.

7. Какова роль перьевого покрова в жизни птиц? Приведите не менее трёх значений.

8. В корнях растений отсутствует ткань
  1) покровная
  2) образовательная
  3) фотосинтезирующая
  4) проводящая
9. Плоды образуются у растений отдела
  1) Голосеменные
  2) Покрытосеменные
  3) Плауновидные
  4) Папоротниковидные
10. Признак, характерный только для моллюсков, - наличие
  1) членистого тела
  2) двусторонней симметрии
  3) нервной системы
  4) мантии и мантийной полости
11. Об усложнении кровеносной системы млекопитающих, по сравнению с пресмыкающимися, свидетельствует
  1) появление трёхкамерного сердца
  2) полное разделение венозной и артериальной крови
  3) образование неполной перегородки в желудочке сердца
  4) наличие двух предсердий в сердце
12. Определите число родов, в которые объединены перечисленные виды растений: колокольчик сборный, клевер красный, василёк полевой, клевер ползучий, горох посевной, василёк луговой.
  1) один
  2) два
  3) три
  4) четыре
13. Грибы, в отличие от растений,
  1) растут в течение всей жизни
  2) не имеют митохондрий в клетках
  3) по способу питания гетеротрофные организмы
  4) не имеют клеточного строения
14. К вегетативным органам растений относят
  1) цветок
  2) плод
  3) стебель
  4) семя
15. Что свидетельствует о более высокой организации папоротников по сравнению с мхами?
  1) размножение спорами
  2) наличие у них корней
  3) клеточное строение
  4) чередование полового и бесполого поколений
16. Какую функцию выполняют органы бычьего цепня, обозначенные на рисунке вопросительным знаком?
  1) всасывание питательных веществ из кишечника хозяина
  2) выделение веществ, защищающих тело от переваривания
  3) прикрепление червя к стенке кишечника хозяина
  4) поглощение частиц пищи и их переваривание
17. Сложные формы поведения, обусловленные наличием коры головного мозга, проявляются у
  1) пресмыкающихся
  2) земноводных
  3) млекопитающих
  4) рыб
18. Каждый отдел растений подразделяют на
  1) царства
  2) типы
  3) отряды
  4) классы
19. Установите соответствие между признаком животного и классом, для которого он характерен.
 
ПРИЗНАК   КЛАСС ЖИВОТНЫХ
А) теплокровность
Б) температура тела зависит от температуры окружающей среды
В) сердце трёхкамерное, два круга кровообращения
Г) тело при перемещении обычно соприкасается с землёй
Д) характерно двойное дыхание
Е) артериальная и венозная кровь в сердце не смешиваются
 
1) Птицы
2) Пресмыкающиеся
20. Из завязи пестика после оплодотворения образуется
  1) плод
  2) семя
  3) зигота
  4) зародыш
21. Водоросли, в отличие от растений других групп,
  1) не образуют половых клеток
  2) размножаются спорами
  3) имеют небольшие размеры и живут в воде
  4) не имеют тканей и органов
22. Какую функцию выполняет клетка, обозначенная вопросительным знаком на схеме строения тела гидры?
  1) принимает возбуждение и передаёт его другим клеткам
  2) при делении образует клетки других видов
  3) вызывает паралич или гибель прикоснувшихся мелких животных
  4) воспринимает действия химических раздражителей
23. Какая часть органа слуха позвоночных животных развивается только у млекопитающих?
  1) внутреннее ухо
  2) полость среднего уха
  3) ушная раковина
  4) слуховая труба
24. В неблагоприятных условиях бактерии
  1) активно размножаются
  2) превращаются в споры
  3) образуют гаметы
  4) образуют микоризу
25. Установите соответствие между признаком и классом позвоночных животных, для которого он характерен.
 
ПРИЗНАК   КЛАСС ЖИВОТНЫХ
А) сердце трёхкамерное с неполной перегородкой в желудочке
Б) в желудочке сердца артериальная и венозная кровь не смешиваются
В) кости полые, заполнены воздухом
Г) интенсивный обмен веществ
Д) всё тело покрыто роговой чешуёй
Е) наличие цевки
 
1) Пресмыкающиеся
2) Птицы
26. Установите последовательность стадий развития папоротника, начиная с прорастания споры.
 
1) образование гамет
2) оплодотворение и образование зиготы
3) развитие взрослого растения (спорофит)
4) образование заростка
                     

27. Бычий цепень вызывает нарушения в жизнедеятельности организма человека. Чем это объясняется?

28. Какие преимущества и недостатки имеют растения с крупными семенами?

29. Микориза – это
  1) симбиоз мицелия с корнями растений
  2) болезнь растения, вызванная грибами
  3) гифы гриба, на которых развивается плодовое тело
  4) паразит, живущий за счёт других организмов
30. На каком рисунке изображена клетка, которая не может делиться?
  1)
  2)
  3)
  4)
31. Зелёные водоросли относят к царству растений, так как они
  1) являются индикаторами загрязнения воды и почвы
  2) в клетках содержат хлорофилл
  3) выделяют в атмосферу углекислый газ в процессе дыхания
  4) имеют клеточное строение
32. Взрослая особь человеческой аскариды обитает в
  1) желудке
  2) лёгких
  3) кишечнике
  4) надпочечниках
33. Обыкновенный дельфин, погружаясь в морские глубины, расходует кислород, который содержится в
  1) жабрах
  2) лёгких
  3) воздушных мешках
  4) полостях тела
34. Лишайники, в отличие от мхов,
  1) образуют ризоиды
  2) размножаются спорами
  3) являются комплексными организмами
  4) вступают в симбиоз с корнями высших растений
35. Установите соответствие между признаком организма и царством, для которого он характерен.
 
ПРИЗНАК ОРГАНИЗМА   ЦАРСТВО
А) ДНК замкнута в виде кольца
Б)
по способу питания –

автотрофы или гетеротрофы

В) клетки имеют оформленное ядро
Г) ДНК имеет линейное строение
Д) в клеточной стенке имеется хитин
Е) ядерное вещество расположено в цитоплазме
 
1) Грибы
2) Бактерии
       

36. Определите класс цветкового растения, изображённого на рисунке. Обоснуйте Ваш ответ. Назовите органы, обозначенные на рисунке буквами А и Б, и объясните их роль в жизни растения.

37. В сколько родов можно объединить виды растений из приведённого списка: боярышник колючий, василёк луговой, василёк синий, клевер красный, клевер ползучий, берёза бородавчатая, колокольчик раскидистый?
  1)
  2)
  3)
  4)
38. Какой буквой на рисунке обозначена часть цветка, в которой происходит оплодотворение?
  1) А
  2) Б
  3) В
  4) Г
39. Семена хвойных растений, в отличие от цветковых,
  1) содержат зародыш с запасом питательных веществ
  2) образуются в плодах
  3) не имеют семенной кожуры
  4) развиваются на чешуйках шишек
40. В основе сложного поведения общественных насекомых лежит
  1) инстинкт
  2) условный рефлекс
  3) рассудочная деятельность
  4) развитие с метаморфозом
41. У каких позвоночных животных в процессе эволюции впервые появились трёхкамерное сердце и лёгкие?
  1) земноводные
  2) пресмыкающиеся
  3) рыбы
  4) птицы
42. Что происходит в пищеварительных вакуолях простейших?
  1) неорганические вещества растворяются и выводятся наружу
  2) синтезируются органические вещества
  3) органические вещества превращаются в воду и углекислый газ
  4) сложные органические вещества расщепляются до мономеров
43. Верны ли следующие суждения об индивидуальном развитии организмов? А. У большинства позвоночных животных в эмбриональном состоянии закладывается хорда, которая далее замещается хрящевым или костным скелетом. Б. Позвоночные животные развиваются из оплодотворённой яйцеклетки.
  1) верно только А
  2) верно только Б
  3) верны оба суждения
  4) оба суждения неверны
44. Установите соответствие между признаком кровеносной системы и классом позвоночных животных, для которых он характерен.
 
ПРИЗНАК   КЛАСС ЖИВОТНЫХ
А) сердце заполнено венозной кровью
Б) наличие трёхкамерного сердца
В) в желудочке сердца кровь смешивается
Г) один круг кровообращения
Д) наличие одного предсердия
 
1) Костные рыбы
2) Земноводные
       

45. Почему малярия распространена в заболоченных районах? Кто является возбудителем этого заболевания?

46. Грибы, в отличие от бактерий,
  1) относят к ядерным организмам
  2) являются гетеротрофами
  3) участвуют в почвообразовании
  4) участвуют в круговороте веществ
47. Во время цветения плодовых деревьев в саду ставят ульи с пчёлами, так как они
  1) служат пищей для некоторых животных
  2) уничтожают вредителей сада
  3) опыляют цветки растений
  4) выполняют роль редуцентов
48. «Салат из морской капусты» представляет собой продукт переработки
  1) бурых водорослей
  2) растений семейства Капустные
  3) зелёных водорослей
  4) морского планктона
49. Какой признак отсутствует у кишечнополостных?
  1) многоклеточность
  2) лучевая симметрия
  3) третий зародышевый листок
  4) размножение почкованием
50. Для представителей какой группы животных характерна зубная система с зубами, расположенными в ячейках челюстей?
  1) Земноводные
  2) Млекопитающие
  3) Членистоногие
  4) Моллюски
51. Какой буквой на рисунке обозначено место в цветке, где происходит двойное оплодотворение?
  1) А
  2) Б
  3) В
  4) Г
52. Установите соответствие между признаком животного и классом, для которого он характерен.
 
ПРИЗНАК ЖИВОТНОГО   КЛАСС
А) наличие головогруди и брюшка
Б) одна пара усиков
В) четыре пары ходильных ног
Г) глаза простые или отсутствуют
Д) дыхание только трахейное
 
1) Паукообразные
2) Насекомые
53. Какой признак характерен только для грибов?
  1) неподвижность
  2) наличие гиф
  3) наличие клеточной стенки
  4) размножение спорами
54. Семя, в отличие от споры, представляет собой
  1) зародыш с запасом питательных веществ
  2) генеративную почку
  3) видоизменённый зачаточный побег
  4) сформировавшийся одноклеточный зародыш
55. Мхи – более высокоорганизованные растения, чем водоросли, так как
  1) содержат хлорофилл в клетках
  2) размножаются бесполым путём
  3) имеют клеточное строение
  4) состоят из тканей и органов
56. У свободноживущего плоского червя белой планарии, в отличие от печёночного сосальщика,
  1) жизненный цикл происходит со сменой хозяев
  2) тело имеет двустороннюю симметрию
  3) имеется выделительная система
  4) нервная система и органы чувств лучше развиты
57. Усложнение строения кровеносной системы млекопитающих, в сравнении с пресмыкающимися, состоит в появлении
  1) четырёхкамерного сердца
  2) второго круга кровообращения
  3) клапанов в сердце
  4) аорты и артерий
58. Развитию боковых корней способствует
  1) рыхление и полив почвы
  2) удаление верхушки главного корня
  3) пасынкование и удаление части листьев
  4) прищипка верхушки побега
59. Прогрессивная особенность членистоногих, по сравнению с кольчатыми червями, – появление
  1) отделов тела и наружного скелета
  2) незамкнутой кровеносной системы
  3) нервной системы узлового типа
  4) пищеварительной системы
60. В чём выражается приспособленность аскариды к паразитическому образу жизни?
  1) развитие личинки в теле хозяина
  2) размножение половым путём
  3) наличие плотной кутикулы
  4) наличие двусторонней симметрии тела
  5) наличие кожно-мускульного мешка
  6) образование большого числа яиц
61. Установите соответствие между признаком рыб и классом, для которого он характерен.
 
ПРИЗНАК РЫБ   КЛАСС
А) жаберные щели открываются наружу
Б) рот смещён на брюшную сторону тела
В) большинство представителей имеют плавательный пузырь
Г) костный скелет
Д) жабры прикрыты жаберными крышками
 
1) Хрящевые рыбы
2) Костные рыбы
             

62. В чём состоит связь дыхания и фотосинтеза у растений?

63. Грибы, в отличие от растений,
  1) не имеют хлоропластов
  2) не имеют митохондрий
  3) растут в течение всей жизни
  4) поглощают воду и минеральные вещества из почвы
64. Укажите верное описание корневого волоска.
  1) часть корня, в которой находятся сосуды
  2) часть корня, защищённая корневым чехликом
  3) молодой кончик корня, состоящий из одинаковых клеток
  4) молодая сильно вытянутая клетка с тонкой оболочкой
65. Наличие у папоротников корня свидетельствует об их усложнении по сравнению с
  1) мхами
  2) хвощами
  3) плаунами
  4) голосеменными
66. Какую функцию в теле инфузории-туфельки выполняют органоиды, обозначенные на рисунке вопросительным знаком?
  1) ориентации в среде обитания
  2) защиты от механических воздействий среды
  3) поступательного вращательного движения
  4) выделения из организма вредных веществ
67. У млекопитающих, по сравнению с пресмыкающимися, в процессе эволюции в дыхательной системе появились
  1) правое и левое лёгкие
  2) трахеи и бронхи
  3) ноздри и носовые полости
  4) лёгочные пузырьки в лёгких
68. Наличие какой особенности строения ланцетника указывает на его близость с позвоночными животными?
  1) хорды
  2) мышц
  3) плавников
  4) костного скелета
69. Передвижению воды по стволу дерева на большую высоту способствует корневое давление и
  1) поглощение корнями минеральных веществ
  2) отток органических веществ в другие органы
  3) испарение воды листьями
  4) образование органических веществ в растении
70. Установите соответствие между признаком животного и классом, для которого он характерен.
 
ПРИЗНАК ЖИВОТНОГО   КЛАСС
А) дыхание лёгочное и кожное
Б) оплодотворение наружное
В) кожа сухая, без желёз
Г) постэмбриональное развитие с превращением
Д) размножение и развитие происходят на суше
Е) оплодотворённые яйца с большим содержанием желтка
 
1) Земноводные
2) Пресмыкающиеся
       

71. Ветроопыляемые деревья и кустарники чаще зацветают до распускания листьев. В их тычинках, как правило, образуется гораздо больше пыльцы, чем у насекомоопыляемых. Объясните, с чем это связано.