Световая сигнализация

Для обеспечения безаварийного и безопасного судовождения все суда снабжают навигационными огнями, предусмотренными Между­народными правилами предупреждения столкновений судов в море ( ППСС и Правилами Регистра ).

Все суда разделяют на группы, и для каждой группы устанавливают количество навигационных огней, их цветность, дальность действия, направление и значение углов свечения, а также расположение их на судне (рис. 6.8).

Расположение навигационных огней на судне в темное время суток дает возможность наблюдателю установить направление движения судна.

При стоянке судна на якоре в темное время зажигают 2 белых огня кругового действия на корме и баке. На судах, потерявших управление, зажигают 2 красных круговых огня, расположенных по вертикальной линии в наиболее видном месте судна.

Если такое судно имеет ход, то дополнительно к этим огням зажигают бортовые и кормо­вой огни. Различные навигационные огни зажигают на судах при буксировке, лове рыбы, производстве дноуглубительных работ и т. п.

Рисунок 11.3. Расположение навигационных огнй, зажигаемых во время хода на судне с механическим двигателем длиной более 50 м:

1, 2 – топовые белые; 3,4 – отличительные соответственно правого( зеленый ) и левого ( красный ) бортов; 5 – кормовой ( гакобортный ) белый

 

Навигационные (отличительные) огни выполняют в виде фонарей (светильников) специальной конструкции.

Конструкция, оптическое устройство и мощность лампы фонаря должны обеспечивать выполне­ние предъявляемых к нему требований по дальности, цветности и направлению свечения.

Фонари имеют водозащищенное исполнение, надежно закреплены на штатных местах. Необходимо предусмотреть возможность быстрой замены фонаря запасным. В фонарях применяют­ся меры, исключающие.самоотвинчивание ламп.

Кроме навигационных огней, для сигнализации используют про­жекторы и сигнальные проблесковые огни, которые обычно включают через ключ Морзе.

Для управления сигнально-отличительными фонарями в рулевой рубке устанавливают коммутаторы или пульты. Они получают питание по двум фидерам. Переключатель питания установлен на коммутаторе.

Коммутаторы сигнально-отличительных огней работают по следующе­му принципу: при погасании фонаря вырабатывается звуковой и визуальный сигнал, позволяющий определить неисправный фонарь.

Отечественной промышленностью выпускаются унифицированные релейные коммутаторы на 3,5,7 и 10 огней напряжениями 24, 110, 127 и 220 В. В то же время на судах применяются нестандартные релейные и бесконтактные коммутаторы и пульты управления фонарями.

 

 

Рисунок 11.4. Схемаподключения отличительного фонаря через контактный коммутатор

 

Принцип включения лампы одного отличительного фонаря (11.4) состоит в следующем. При включении фонаря выключателем загорается лампа HL, расположенная в фонаре, и одновременно включается сигнальное реле КА. Его разомкнувшийся контакт обры­вает цепь питания электрического звонка НА.

Одновременно якорем реле КА поворачивается сигнальное устройство и против смотрового окна устанавливается сигнализационный бленкер. При перегорании лампы HL реле КА теряет питание, его замкнувшийся контакт замыкает цепь питания звонка.

При этом поворачивается визуальное устройство, уводя из смотрового окна бленкер. Установив, какой фонарь погас, его выклю­чают выключателем SА, прерывая цепь питания звонка.

Каждый фонарь включается в коммутаторе по рассмотренной схеме, звонок является общим и включается при потухании любого фонаря.

В коммутаторах имеются выводы для подключения мегаомметра при контроле сопротивления изоляции. Фонари находятся снаружи корпуса судна и постоянно подвергаются воздействию влаги, что снижает сопротивление изоляции самих фонарей и линий подвода питания к ним.

Техническое обслуживание фонарей и коммутатора рекомендуется проводить без их разборки не реже 1 раза в 3 мес. При этом все детали проверяют, очищают, поджимают контактные и крепежные соедине­ния, измеряют сопротивление изоляции. Затем проверяют работу коммутатора и всех фонарей.

Включает сигнально-отличительные фонари вахтенный помощник капитана перед наступлением темноты. На каждой вахте и перед каждым выходом в море необходи­мо проверять их работу. Для обеспечения необходимой дальности видимости огней и надежной работы коммутатора в фонари следует устанавливать лампы только проектной мощности.