Методические рекомендации по написанию курсовых работ

 

В соответствии с учебным планом студенты по дисциплине «Управление человеческими ресурсами» пишут курсовую работу.

Курсовая работа – одна из форм самостоятельной учебно-исследовательской деятельности студентов, важный этап в их профессиональной подготовке. Курсовая работа по «Управлению человеческими ресурсами» посвящается исследованию одной из актуальных проблем данного курса.

Цель курсовой работы – закрепление теоретических знаний и совершенствование практических навыков в исследовании конкретной проблемы курса.

Задачи курсовой работы:

-расширение и углубление теоретических знаний по отдельным вопросам управления персоналом организации;

-развитие и закрепление навыков подбора, изучения и обобщения литературы по избранной теме;

-сбор, обработка и анализ практических материалов;

-формирование у студентов аналитического мышления;

-развитие умений делать аргументированные выводы и формулировать конкретные предложения по исследуемой проблеме.

Курсовая работа должна свидетельствовать о глубоком проникновении студента в существо исследуемых проблем, знании нормативных документов и основных работ (монографий, статей) отечественных и зарубежных авторов по избранной теме, содержать необходимые расчёты, выводы и предложения, быть грамотно написана и правильно оформлена.

Студенты выполняют курсовую работу по управлению персоналом организации главным образом по литературным источникам с обязательным использованием статистических сборников и практических материалов.

 

1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

1. Выбор темы

При определении темы курсовой работы студенты могут воспользоваться примерной тематикой, рекомендованной кафедрой и представленной в разделе 2 настоящих методических рекомендаций. Выбор темы определяется научными интересами студента, а также наличием литературного и практического материала.

Студенты вправе предлагать уточнение названия или новую, отсутствующую в примерной тематике, формулировку темы. В любом случае тема курсовой работы согласовывается с научным руководителем и утверждается кафедрой.

2. Подбор и изучение литературы

Приступая к выполнению курсовой работы, студент должен составить библиографию (список литературы) по избранной теме, подобрать и изучить необходимые источники. При составлении библиографии следует использовать систематические и алфавитные каталоги библиотек, реферативные сборники, библиографические указатели, книжные летописи и летописи журнальных статей, систему «Интернет», справочно-правовые системы «Гарант» и «Консультант +».

Кроме учебной и монографической литературы при выполнении курсовых работ следует использовать статьи, консультации, официальные материалы, публикуемые в журналах «Справочник по управлению персоналом», «Экономика и учёт труда», «Кадры предприятия», «Управление персоналом», «Трудовые отношения», «Вопросы экономики», «Кадровик», «Российский экономический журнал», научно-информационном сборнике «Труд за рубежом», еженедельниках «Экономика и жизнь», «Коммерсантъ» и других периодических изданиях.

Обязательным является знание студентами и использование при выполнении курсовых работ нормативных актов – Законов Российской Федерации, Указов Президента, Постановлений правительства по проблемам, рассматриваемым в курсовой работе.

Изучение литературы целесообразно начинать с соответствующих разделов учебников и учебных пособий, переходя затем к монографиям и статьям в периодической печати. При изучении литературных источников рекомендуется вести конспект или делать выписки отдельных положений, формулировок, интересных мыслей и фактов, методов и примеров расчётов и т.п., обязательно фиксируя в каждом отдельном случае подробный «адрес» источника (автор, название работы, место и год издания, номер страницы).

3. Составление плана

Содержание курсовой работы определяется её планом. В разделе 2 настоящих методических указаний приведены примерные планы курсовых работ по рекомендованным темам. После подбора и изучения специальной литературы студенты должны по согласованию с научным руководителем внести в эти примерные планы уточнения и дополнения, направленные на более полное раскрытие темы курсовой работы.

По темам курсовых работ, не предусмотренных примерной тематикой, студенты самостоятельно разрабатывают планы и согласовывают их с научным руководителем.

4. Подбор и изучение фактического материала

Основные теоретические и методические положения курсовых работ должны иллюстрироваться соответствующими примерами, фактами, подтверждаться расчётами. Источниками такого фактического материала могут быть статистические сборники, сообщения Госкомстата, материалы специальных обследований, данные отдельных предприятий. При изучении специальной литературы студентам следует уделить особое внимание сбору и систематизации фактического материала, дающего количественную характеристику тех процессов и явлений, которые рассматриваются в курсовой работе.

В курсовых работах, выполняемых по материалам конкретных предприятий (организаций), должны использоваться данные их статистической отчётности и оперативного учёта, плановые и фактические показатели работы, материалы специальных обследований, действующие уставы, коллективные договоры, положения, методики, стандарты.

5. Написание и оформление курсовой работы

После изучения литературных источников, сбора и обобщения фактического материала студент приступает к написанию курсовой работы в соответствии с утверждённым планом.

Во введении, которое занимает 1-2 страницы, обосновывается выбор темы, её актуальность, определяются цели и задачи курсовой работы, указываются материалы, на основании которых она написана. Если работа выполняется на материалах конкретного предприятия (организации), то во введении даётся его краткая организационная и технико-экономическая характеристика.

Основное содержание работы составляет изложение теоретических и методических вопросов темы, анализ состояния проблемы, характеристика путей её успешного решения, выполнение необходимых расчётов, описание прогрессивного отечественного и зарубежного опыта и др.

В заключительной части курсовой работы автор кратко формулирует свои выводы и предложения по исследуемой проблеме.

Курсовая работа (объёмом 25-30 страниц) должна быть грамотно написана и правильно оформлена. Она выполняется машинным способом, с применением печатающих устройств ЭВМ на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210х297) через полтора интервала шрифтом стандартного размера (соответствует 14-му шрифту компьютера) с соблюдением следующих размеров отступа от края листа: левое поле - 30 мм, правое - 10 мм, верхнее и нижнее поля - по 20 мм.

Текст курсовой работы должен представлять собой самостоятельное изложение автором основных положений темы. Не допускается механическое переписывание текста учебников, пособий, других литературных источников.

Излагать материал курсовой работы следует четко, ясно, используя научную терминологию, избегая повторений и общеизвестных положений, содержащихся в учебниках и учебных пособиях. В тексте курсовой работы рекомендуется чаще применять красную строку, выделяя законченную мысль в самостоятельный абзац.

Материал курсовой работы должен излагаться логически последовательно, в строгом соответствии с планом работы. Названия её разделов должны быть выделены в тексте и соответствующим образом пронумерованы. Заголовки разделов курсовой работы следует располагать в середине строки без точки в конце и печатать прописными буквами, не подчеркивая. Если заголовки содержат несколько предложений, их разделяют точками. Переносы слов в заголовках не допускаются.

Сокращение слов в тексте и в подписях под иллюстрациями не допускается. Исключения составляют сокращения, установленные ГОСТ 2.216-68, а также общеизвестные сокращения, такие, как, например, РФ и т.п. Не рекомендуется вводить собственные сокращения понятий и терминов. Наименования, приводимые в тексте и в иллюстрациях, должны быть одинаковыми.

Допускается исправление опечаток, описок, графических неточностей подчисткой или закрашиванием белой "штрих" - краской и нанесением на том же месте исправленного изображения.

При включении в текст курсовой работы цитат (дословного воспроизведения выдержек из каких-либо произведений, выделяемых кавычками), использовании заимствованных из литературных источников цифр и фактов, изложении точек зрения различных авторов, применении описанных в литературе методов (и т. д.) необходимо делать ссылки на источники, из которых взяты эти материалы.

Ссылки могут быть постраничными и затекстовыми. Постраничные ссылки оформляются в виде сносок, помещаемых под чертой внизу той страницы, где заканчивается цитата или изложение заимствованного материала. Сноска имеет порядковый номер и содержит фамилию, инициалы автора, название работы, место издания, наименование издательства, год издания, номера страниц. Если ссылки делаются на журнальные или газетные статьи, то после их названия указываются наименование журнала или газеты, год издания, номер журнала или дата опубликования газеты, номера страниц.

Затекстовые ссылки представляют собой указание номера источника в списке литературы и номера страницы (отделяется от первого запятой), заключённых в квадратные скобки, в тексте, требующем ссылки (например, [15, с. 34]).

Хотя цитирование вполне допустимый прием аргументации, приводить в курсовой работе слишком много цитат не следует. Наряду с прямым цитированием, можно, в случае необходимости, излагать чужие мысли своими словами, но и в этом случае надо делать ссылку на первоисточник.

Важными элементами курсовой работы, способствующими более полному раскрытию её содержания, придающими изложению ясность и наглядность, являются иллюстрации и таблицы.

Иллюстрации (чертежи, рисунки, графики, схемы, диаграммы, фотоснимки) и таблицы следует располагать непосредственно после текстов, в которых они упоминаются впервые, или на следующей странице. На все иллюстрации и таб­лицы в тексте должны быть даны ссылки.

Все иллюстрации именуются рисунками и нумеруются последовательно арабскими цифрами со словом «Рис.» перед номером. Каждый рисунок должен иметь название, которое располагается под ним в одну строку с номером. При необходимости между рисунком и названием могут быть помещены поясняющие данные (подрисуночный текст). При ссылке на рисунок в скобках указывается его порядковый номер, а слово «рисунок» пишется сокращённо, например: (рис.1). При повторной ссылке добавляется сокращённое слово «смотри», например: (см. рис. 1).

Цифровой материал, приводимый в курсовой работе, следует оформлять в виде таблиц. Каждая таблица должна иметь содержательный заголовок (название) и порядковый номер. Слово "Таблица" и ее порядковый номер пишутся вверху над таблицей в правой стороне, затем дается ее название и единица измерения, если она общая для всех граф и строк таблицы.

Заголовок таблицы выполняется строчными буквами (кроме первой прописной). Заголовки граф таблицы начинают с прописных букв, а подзаголовки - со строчных, если они составляют одно предложение с заголовком. Подзаголовки, имеющие самостоятельное значение, пишут с прописной буквы. В конце заголовка и подзаголовков таблиц знаки препинания не ставят. Диагональное деление головки таблицы не допускается. Высота строк таблицы должна быть не менее 6 мм.

Разрывать таблицу и переносить часть ее на другую страницу можно только в том случае, если она не умещается целиком на одной странице. При переносе части таблицы на другую страницу головку таблицы следует повторить и над ней поместить слова «Продолжение табл. …» или «Окончание табл. …» с указанием номера. Если головка таблицы громоздка, можно её не повторять; в этом случае пронумеровывают графы и повторяют их нумерацию на следующей странице. При размещении частей таблицы одна под другой повторяется боковик. Заголовок таблицы не повторяют.

Графу "№ п/п" в таблицу не включают. При необходимости нумерации пока­зателей параметров или других данных порядковые номера указывают в боковике таблицы перед их наименованием. Для облегчения ссылок в тексте допус­кается нумерация граф. Если цифровые данные в графах таблицы выражены в различных единицах измерения, то их указывают в заголовке каждой графы. Если все параметры выражены в одной и той же единице измерения, ее сокращенное обозначение помещают над таблицей.

Повторяющийся в графе текст, состоящий из одного слова, допускается за­менять кавычками, если строки в таблице не разделены линиями. Если повторяющийся текст состоит из двух и более слов, то при первом повторении его заменяют словом "То же", а далее - кавычками. Если цифровые или иные данные в таблице не приводятся, то в графе ставят прочерк.

Если таблица заимствована или рассчитана по данным статистического ежегодника или другого литературного источника, следует сделать ссылку на источник.

Таблицы должны иметь сквозную нумерацию арабскими цифрами. При этом знак «№» перед цифрой не ставится. При ссылке на таблицу в тексте в скобках указывают её номер, а слово «таблица» пишут в сокращённом виде, например: (табл. 1). Повторные ссылки на таблицы даются с сокращённым словом «смотри», например: (см. табл. 1).

Формулы и расчеты должны органически вписываться в текст, не разрывая его грамматической структуры. В тексте их надо выделять, записывая более крупным шрифтом и отдельной строкой и давая подробное пояснение каждому символу, когда он встречается впервые. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки.

Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле. Значение каждого символа и числового коэффициента следует давать с новой строки. Первую строку пояснений начинают со слова "где" без двоеточия.

Формулы следует располагать на середине строки, а связывающие их слова "где", "следовательно", "откуда", "находим", "определяем" - в начале строк. Формулы следует нумеровать, особенно, если в тексте приходится на них ссы­латься, порядковой нумерацией в пределах всей работы арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке.

При приведении цифрового материала должны использоваться только арабские цифры, за исключением общепринятой нумерации кварталов, полугодий, которые обозначаются римскими цифрами. Количественные числительные в тексте даются без падежных окончаний.

Интервалы величин в виде "от и до" записываются через черточку. Например, 8-12 % или стр.5-7 и т.д. При величинах, имеющих два предела, единица измерения пишется толь­ко один раз при второй цифре. Такие знаки, как №, %, пишутся только при цифровых или буквенных величинах, в тексте их следует писать только словами: "номер", "процент". Математические знаки "+", "-", "=", ">", "<" и другие используются только в формулах. В тексте их следует писать словами: "плюс", "минус", "равно", "меньше", "больше".

В курсовой работе должен быть представлен библиографический список использованной автором литературы. В библиографический список включаются источники, на которые в курсовой работе есть ссылки, а также те, с которыми студент ознакомился при подготовке работы: законодательные и другие нормативные документы, учебники и учебные пособия, источники статистических данных, методическая литература, монографии, сборники статей, материалы научных конференций, журнальные и газетные статьи и др.

В начале списка приводятся законодательные акты Российской Федерации. Далее источники располагаются в алфавитном порядке (по первой букве первого слова). В авторских источниках первым словом считается фамилия автора. Все источники в перечне нумеруются. Для каждого источника указываются: фамилия и инициалы автора (авторов); полное название книги, статьи; название журнала или сборника статей (для статей); место издания (названия городов Москва и Санкт-Петербург - сокращенно, соответственно М. и СПб., остальные - полностью); название издательства (если имеется в выходных данных); для книг - год издания, для статей - год и номер журнала; общее количество страниц в книге (например, 206 с.) или конкретные страницы (например, с. 15). Для электронных источников после указания авторов и названия материала приводится электронный адрес. Сведения об источниках приводятся в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1.

Список литературы располагается непосредственно за последним листом основного текста, т. е. после раздела «Выводы и предложения».

Иллюстративный и справочный материалы, имеющие вспомогательный характер (таблицы с промежуточными расчётами, первичная документация предприятий, формы статистической отчётности, методические положения и т.п.), могут быть представлены в виде приложений и помещены в конце курсовой работы после списка литературы. В каждом случае в основном тексте в необходимых местах должны содержаться ссылки: "см. приложение".

Отпечатанная курсовая работа переплетается в твёрдую обложку или сброшуровывается и вкладывается в специальную папку. При этом материалы располагаются в следующем порядке:

1. Титульный лист (образец оформления приводится в Приложении)

2. Содержание (оглавление) с указанием названий разделов курсовой работы и страниц их начала

3. Непосредственно текст курсовой работы

4. Список литературы

5. Приложения

Все страницы курсовой работы, включая список литературы и приложения, должны иметь сквозную нумерацию арабскими цифрами. Номер страницы проставляют в правом верхнем углу без точки в конце. Первой страницей считается титульный лист. На нём цифра " 1 " не ставится. На следующей странице печатается "Содержание" и цифра "2" тоже не ставится. Нумерация начинается со страницы "Введение", на ней ставится цифра "З". Иллюстрации, таблицы и распечатки ЭВМ, расположенные на отдельных листах, включаются в общую нумерацию страниц курсовой работы.

В конце курсовой работы, тщательно проверенной, отредактированной и оформленной в соответствии с изложенными выше требованиями, после списка литературы студент ставит сою подпись, дату окончания работы и сдаёт её на кафедру.

6. Защита курсовой работы

Выполненная курсовая работа в установленные сроки сдаётся на кафедру. Научный руководитель проверяет её и пишет рецензию, указывая достоинства и недостатки, на которые студент должен обратить внимание при подготовке к защите курсовой работы или её переделке.

Курсовые работы, получившие положительную рецензию, допускаются к защите. Работы, выполненные неудовлетворительно, возвращаются на доработку. При повторной сдаче переделанной курсовой работы студент представляет также первый вариант работы и рецензию на неё.

Защита курсовой работы проводится перед комиссией кафедры или публично на научной студенческой конференции. На защите студент должен изложить основные положения своей работы, результаты проведённого анализа, выводы и предложения, ответить на замечания, сделанные руководителем курсовой работы при её рецензировании, и вопросы, возникшие в ходе защиты.

По результатам защиты даётся окончательная оценка курсовой работы по четырёхбалльной системе.

 

2. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ (тему в обязательном порядке необходимо утвердить у научного руководителя)

1. Персонал предприятия как объект управления

2. Концепции управления человеческими ресурсами

3. Место и роль управления человеческими ресурсами в системе управления организацией

4. Принципы управления персоналом

5. Философия управления персоналом и кадровая политика

6. Функциональное разделение труда и организационная структура службы управления персоналом

7. Кадровое, информационное, техническое и правовое обеспечение системы управления персоналом

8. Анализ кадрового потенциала

9. Анализ работ и разработка требований к кандидатам на должность

10. Набор персонала

11. Отбор персонала

12. Профессиональная и организационная адаптация персонала

13. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала

14. Управление служебно-профессиональным перемещением персонала, планирование деловой карьеры

15. Формирование и развитие кадрового резерва в организации

16. Мотивация поведения в процессе трудовой деятельности

17. Аттестация и деловая оценка персонала

18. Конфликты в коллективе

19. Оценка эффективности управления персоналом

 

Ниже представлены отдельные темы курсовых работ с примерным планом разработки.

 

Тема 1. Персонал предприятия как объект управления

Введение

1. Содержание понятия «персонал организации». Структура персонала организации.

2. Категории персонала на предприятии: руководители, специалисты, служащие, рабочие. Факторы, влияющие на наличие основных категорий работников организации и их соотношение.

3. Исторические этапы становления функции управления персоналом. Основные школы управления персоналом: “научного управления”, “человеческих отношений”, “человеческих ресурсов”. Их признаки, состав функций по управлению персоналом.

4. Характерные черты перехода к рыночным отношениям и их влияние на управление персоналом.

5. Инструментарий воздействия на персонал.

6. Системный подход к управлению персоналом в организации и формированию системы управления им.

7. Мировые тенденции развития управления персоналом.

Выводы и предложения.

Литература:

1. Егоршин А.П. Управление персоналом. - Н. Новгород: НИМБ, 1999. - 624 с.

2. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я.Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 2002.- 512 с.

3. Управление человеческими ресурсами / Под ред. М.Пула, М.Уорнера. – СПб.: Питер, 2002. – 1200 с. (Энциклопедия. Серия «Бизнес-класс»)

 

ТЕМА 2. Концепции управления человеческими ресурсами

Введение

1. Основные школы управления персоналом: “научного управления”, “человеческих отношений”, “человеческих ресурсов”. Их признаки, состав функций по управлению персоналом.

2. Характерные черты перехода к рыночным отношениям и их влияние на управление персоналом.

3. Инновационный инструментарий воздействия на персонал.

Выводы и предложения

Литература:

1. Егоршин А.П. Управление персоналом. - Н. Новгород: НИМБ, 1999. - 624 с.

2. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я.Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 2002.- 512 с.

3. Управление человеческими ресурсами / Под ред. М.Пула, М.Уорнера. – СПб.: Питер, 2002. – 1200 с. (Энциклопедия. Серия «Бизнес-класс»)

 

ТЕМА 3. Место и роль управления человеческими ресурсами в системе управления организацией

Введение

1. Система управления организации, состав подсистем и элементов.

2. Место управления персоналом в системе управления организацией.

3. Особенности управления персоналом в малом бизнесе.

4. Основные варианты включения подсистемы управления персоналом в общую систему управления.

5. Особенности управления персоналом в зарубежных организациях. Методы измерения и система показателей производительности.

Выводы и предложения.

Литература:

1. Егоршин А.П. Управление персоналом. - Н. Новгород: НИМБ, 1999. - 624 с.

2. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я.Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 2002.- 512 с.

3. Управление человеческими ресурсами / Под ред. М.Пула, М.Уорнера. – СПб.: Питер, 2002. – 1200 с. (Энциклопедия. Серия «Бизнес-класс»)

 

ТЕМА 4. Принципы управления персоналом

Введение

1. Основные требования, предъявляемые к системе управления организации и персоналом. Объективные основы организации управления персоналом.

2. Важнейшие принципы (правила) управления персоналом в условиях рынка: соответствие функций управления целям производства, первичность функций, оптимальность соотношения управленческих ориентаций, потенциальная имитация и т.д.

3. Реализация принципов управления персоналом в кадровой политике организации.

Выводы и предложения

Литература:

1. Егоршин А.П. Управление персоналом. - Н. Новгород: НИМБ, 1999. - 624 с.

2. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я.Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 2002.- 512 с.

3. Управление человеческими ресурсами / Под ред. М.Пула, М.Уорнера. – СПб.: Питер, 2002. – 1200 с. (Энциклопедия. Серия «Бизнес-класс»)

 

ТЕМА 5. Философия управления персоналом и кадровая политика

Введение

1. Философия управления персоналом. Виды философий управления персоналом.

2. Сущность кадровой политики.

3. Реализация принципов управления персоналом в кадровой политике организации.

4. Этапы формирования кадровой политики. Примеры зарубежных компаний.

Выводы и предложения

Литература:

1. Егоршин А.П. Управление персоналом. - Н. Новгород: НИМБ, 1999. - 624 с.

2. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я.Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 2002.- 512 с.

3. Управление человеческими ресурсами / Под ред. М.Пула, М.Уорнера. – СПб.: Питер, 2002. – 1200 с. (Энциклопедия. Серия «Бизнес-класс»)

 

 

ТЕМА 6. Функциональное разделение труда и организационная структура службы управления персоналом

Введение

1. Место и значение блока целей системы управления персоналом в обеспечении главных целей организации. Целевые подсистемы управления персоналом.

2. Факторы, определяющие организационную структуру управления персоналом.

3. Качественные и количественные показатели, характеризующие организационную структуру управления персоналом.

4. Виды организационных структур управления персоналом.

5. Проектирование функциональной и иерархической структуры.

6. Формирование структурных подразделений системы управления персоналом.

7. Методическое и нормативное обеспечение проектирования организационных структур управления персоналом. Состав проектной документации: схемы управления, штатные расписания и т.п.

8. Выделение структурных звеньев службы управления персоналом.

9. Возможные варианты построения оргструктуры управления персоналом в зависимости от особенностей организации. Взаимосвязь звеньев управления персоналом между собой и с другими подразделениями организации.

Выводы и предложения

Литература:

1. Егоршин А.П. Управление персоналом. - Н. Новгород: НИМБ, 1999. - 624 с.

2. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я.Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 2002.- 512 с.

3. Управление человеческими ресурсами / Под ред. М.Пула, М.Уорнера. – СПб.: Питер, 2002. – 1200 с. (Энциклопедия. Серия «Бизнес-класс»)

4. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации / Учебно-практическое пособие. - М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1997. - 336 с.

 

ТЕМА 7. Кадровое, информационное, техническое и правовое обеспечение системы управления персоналом

Введение

1. Кадровое обеспечение системы управления персоналом: факторы, определяющие количественный состав службы управления персоналом.

2. Методы расчета численности специалистов по управлению персоналом.

3. Факторы, определяющие качественный состав службы управления персоналом.

4. Делопроизводственное обеспечение системы управления персоналом: цель делопроизводственного обеспечения.

5. Делопроизводственные функции системы управления персоналом.

6. Требования к оформлению документов, основные действующие государственные стандарты.

7. Информационное обеспечение системы управления персоналом: содержание информационного процесса управления персоналом.

8. Виды решений по объему, размещению и формам движения информации.

9. Техническое обеспечение системы управления персоналом: цель технического обеспечения, состав технических средств управления персоналом.

10. Факторы роста эффективности управления персоналом при использовании технических средств. Исходные данные для выбора технических средств. Последовательность выбора технических средств.

11. Организационные формы построения систем автоматизированной обработки информации системы управления персоналом организации.

Выводы и предложения

Литература:

1. Егоршин А.П. Управление персоналом. - Н. Новгород: НИМБ, 1999. - 624 с.

Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я.Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 2002.- 512 с.

ТЕМА 8. Анализ кадрового потенциала

Введение

1. Понятие и показатели кадрового потенциала предприятия. Методы определения кадрового потенциала и факторы, оказывающие влияние на кадровый потенциал предприятия.

2. Показатели количественной потребности в персонале.

3. Основные методы определения количественной потребности в персонале. Применимость и практическое использование методов определения количественной потребности в персонале.

4. Взаимосвязь количественной и качественной потребности в персонале.

5. Показатели качественной потребности в персонале.

6. Пути получения и анализ информации, формирующей качественную потребность. Построение специальных моделей для определения качественной потребности в персонале.

7. Особенности нормирования численности управленческого персонала с учетом особенностей предприятий различных организационных форм.

8. Нормы и нормативы численности, управляемости и нормы обслуживания управленческих работников.

Выводы и предложения

Литература:

1. Егоршин А.П. Управление персоналом. - Н. Новгород: НИМБ, 1999. - 624 с.

Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я.Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 2002.- 512 с.

 

ТЕМА 9. Анализ работ и разработка требований к кандидатам на должность

Введение

1. Анализ и описание работы (должности).

2. Определение требований к кандидатам.

3. Документальное оформление описания работы и требований к кандидатам.

Выводы и предложения

Литература:

1. Егоршин А.П. Управление персоналом. - Н. Новгород: НИМБ, 1999. - 624 с.

Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я.Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 2002.- 512 с.

 

ТЕМА 10. Набор персонала

Введение

1. Политика подбора персонала.

2. Внутренние и внешние источники привлечения персонала.

3. Выбор источников найма персонала.

4. “Паблик рилейшенз” в области персонала

Выводы и предложения

Литература:

1. Андреев С.В., Волкова В.К. Поиск персонала. Оформление приема на работу. – М.: «Альфа-Пресс», 2004. – 108 с.

2. Беленко П.В. Хедхантинг: принципы и технологии. – СПб.: Питер, 2004. – 192 с.

3. Дуракова И.Б. Управление персоналом: отбор и найм. Исследование зарубежного опыта. - М.: Центр, 1998.- 160 с.: ил.

4. Иванова С.В. Искусство подбора персонала: Как оценивать человека за час. – 2-е изд., М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. – 160 с.

5. Ковалева О.Е., Юферова Е.Э. Лицом к лицу с будущим сотрудником: Как провести эффективное интервью при приеме на работу. – М.: Рольф, 2001. – 288 с.

6. Литвинцева И. А. Психологические аспекты подбора и проверки персонала. М.: ЗАО "Бизнес-школа «Интел-Синтез». 1997. - 400 с.

7. Магура М.И. Поиск и отбор персонала. Настольная книга для предпринимателей, руководителей кадровых служб и менеджеров. - М.: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 1999. - 160 с.

 

ТЕМА 11. Отбор персонала

Введение

1. Политика отбора персонала.

2. Цели отбора персонала.

3. Основные подходы фирм США, Японии, Германии к отбору внешних претендентов.

4. Типовые этапы отбора, их содержание.

5. Организация процедуры отбора.

6. Группировка и содержание критериев и показателей отбора.

7. Методы оценивания претендентов на вакантную должность (рабочее место).

8. Организация приема персонала.

9. Соблюдение правовых норм при приеме.

Выводы и предложения

Литература:

1. Андреев С.В., Волкова В.К. Поиск персонала. Оформление приема на работу. – М.: «Альфа-Пресс», 2004. – 108 с.

2. Беленко П.В. Хедхантинг: принципы и технологии. – СПб.: Питер, 2004. – 192 с.

3. Дуракова И.Б. Управление персоналом: отбор и найм. Исследование зарубежного опыта. - М.: Центр, 1998.- 160 с.: ил.

4. Иванова С.В. Искусство подбора персонала: Как оценивать человека за час. – 2-е изд., М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. – 160 с.

5. Ковалева О.Е., Юферова Е.Э. Лицом к лицу с будущим сотрудником: Как провести эффективное интервью при приеме на работу. – М.: Рольф, 2001. – 288 с.

6. Литвинцева И. А. Психологические аспекты подбора и проверки персонала. М.: ЗАО "Бизнес-школа «Интел-Синтез». 1997. - 400 с.

7. Магура М.И. Поиск и отбор персонала. Настольная книга для предпринимателей, руководителей кадровых служб и менеджеров. - М.: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 1999. - 160 с.

 

ТЕМА 12. Профессиональная и организационная адаптация персонала

Введение

1. Направления, объекты и субъекты профориентации. Организация управления профориентацией персонала.

2. Виды и аспекты адаптации.

3. Условия успешной адаптации.

4. Организация управления трудовой адаптацией персонала.

5. Структурные элементы организации трудовой адаптации.

6. Технология процесса управления адаптацией.

7. Информационное обеспечение процесса управления адаптацией.

8. Методы профориентации и трудовой адаптации персонала.

9. Особенности адаптации руководителей.

10. Стратегии начала работы менеджера в новой должности.

Выводы и предложения

Литература:

1. Егоршин А.П. Управление персоналом. - Н. Новгород: НИМБ, 1999. - 624 с.

2. Мейган М. Работа с персоналом: введение в должность. СПб.: Питер, 2002. – 160 с.

3. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я.Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 2002.- 512 с.

4. Управление человеческими ресурсами / Под ред. М.Пула, М.Уорнера. – СПб.: Питер, 2002. – 1200 с. (Энциклопедия. Серия «Бизнес-класс»)

5. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации / Учебно-практическое пособие. - М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1997. - 336 с.

 

ТЕМА 13. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала

Введение

1. Цель и задачи обучения и переподготовки персонала в организации.

2. Цель и задачи повышения квалификации персонала в организации.

3. Организационная структура подразделений по обучению персонала.

4. Функции подразделений по обучению персонала.

5. Основные особенности функционирования учебных центров.

6. Классификация форм повышения квалификации, их взаимосвязь.

7. Содержание форм обучения: на рабочем месте, вне рабочего места, около рабочего места.

8. Анализ потребностей в обучении: анализ потребностей организации, анализ задач на рабочем месте, анализ потребностей работников.

9. Разработка и предоставление обучения: определение целей обучения, определение содержания обучения.

10. Принципы обучения сотрудников организации.

11. Методы обучения персонала.

12. Факторы, влияющие на выбор методов обучения

13. Оценка результатов обучения

14. Выбор поставщика образовательных услуг с учетом требований стандарта ISO 9001.

Выводы и предложения

Литература:

1. Брукинг Э. Интеллектуальный капитал / Пер. с анг. По ред. Л.Н.Ковалик. – СПб: Питер, 2001. – 288 с.

2. Букович У., Уилльямс Р. Управление знаниями: руководство к действию: Пер. с анг. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 504 с. (Серия «Менеджмент для лидера»)

3. Вебер А.В., Данилов А.Д., Шифрин С.И. Knowledge-технологии в консалтинге и управлении предприятием. – СПб: Наука и Техника, 2003. – 176 с.

4. Джой-Метьюз Д. Развитие человеческих ресурсов / Пер. с англ. – М.: Эксмо, 2006. – 432 с.

5. Магура М.И., Курбатова М.Б. Организация обучения персонала компании. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2002. – 192 с.

6. Нонака И., Такеучи Х. Компания – создатель знания. Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах / Пер. с англ. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003. – 384 с.

7. Практика обучения действием / Под ред. М. Педлера; Пер. с англ. под ред. О.С.Виханского. — М.: Гардарики, 2000. — 336 с.

8. Профессиональная подготовка и повышение квалификации работников (Библиотека журнала «Трудовое право Российской Федерации». Вып. 3). М.: ИНФРА-М, 2002. – 47 с.

9. Сенге П. Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации / Пер. с англ. - М.: ЗАО "Олимп-Бизнес", 1999. - 408 с.

10. Сенге Питер М., Клейнер Арт, Робертс Шарлотта, Росс Ричард Б., Рот Джордж, Смит Брайан Дж. Танец перемен: новые проблемы самообучающихся организаций / Пер. с англ. - М.: ЗАО "Олимп-Бизнес", 2003. – 624 с.

 

ТЕМА 14. Управление служебно-профессиональным перемещением персонала, планирование деловой карьеры

Введение

1. Содержание понятия профессиональной карьеры.

2. Содержание понятия внутриорганизационной карьеры.

3. Содержание понятия служебного продвижения.

4. Принципы организации управления деловой карьерой.

5. Инструментарий управления деловой карьерой.

6. Этапы деловой карьеры, их содержание.

7. Практические примеры управления карьерой на отечественных и зарубежных предприятиях.

8. Взаимосвязь планирования и реализации деловой карьеры с мероприятиями по повышению квалификации персонала.

9. Сущность служебно-профессионального продвижения работника.

10. Этапы служебно-профессионального продвижения.

Выводы и предложения

Литература:

1. Беляцкий Н.П. Менеджмент: Деловая карьера / Н.П.Беляцкий. – Мн.: Выш. шк., 2001. – 302 с.

2. Маусов Н.К., Безделов Д.А. Управление карьерой: Учебное пособие / Рос. эк. акад. М., 1999. 92 с.

3. Молл Е.Г. Управление карьерой менеджера. – СПб.: Питер, 2003. – 352 с. (Серия «Теория и практика менеджмента»)

4. Сотникова С. И. Управление карьерой: Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2001. — 408 с.

5. Управление человеческими ресурсами / Под ред. М.Пула, М.Уорнера. – СПб.: Питер, 2002. – 1200 с. (Серия «Бизнес-класс»), с. 658-675

 

ТЕМА 15. Формирование и развитие кадрового резерва в организации

Введение

1. Сущность кадрового резерва.

2. Цели и этапы формирования кадрового резерва.

3. Планирование и организация работы с резервом кадров.

4. Контроль за работой с кадровым резервом.

Выводы и предложения

Литература:

1. Беляцкий Н.П. Менеджмент: Деловая карьера / Н.П.Беляцкий. – Мн.: Выш. шк., 2001. – 302 с.

2. Маусов Н.К., Безделов Д.А. Управление карьерой: Учебное пособие / Рос. эк. акад. М., 1999. 92 с.

3. Молл Е.Г. Управление карьерой менеджера. – СПб.: Питер, 2003. – 352 с. (Серия «Теория и практика менеджмента»)

4. Сотникова С. И. Управление карьерой: Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2001. — 408 с.

5. Управление человеческими ресурсами / Под ред. М.Пула, М.Уорнера. – СПб.: Питер, 2002. – 1200 с. (Серия «Бизнес-класс»), с. 658-675

 

ТЕМА 16. Мотивация поведения в процессе трудовой деятельности

Введение

1. Сущность основных теорий содержания и процесса мотивации.

2. Сравнительная характеристика теорий мотивации – общие и отличительные элементы.

3. Классификация мотивов и стимулов, используемых на практике. Их ранжирование по степени влияния на персонал.

4. Практическое использование теорий мотивации. Формирование преданности организации и сознательной дисциплины труда.

5. Мотивационные принципы организации труда.

6. Формы и системы оплаты труда персонала.

7. Формы участия персонала в прибылях и капитале предприятия.

8. Социальные выплаты и льготы персонала.

9. Основы построения системы стимулирования персонала.

10. Формы стимулирования и их соответствие мотивационным типам.

11. Варианты применения модели «Мотивация-Стимул».

12. Процедура разработки Положения о стимулировании персонала.

Выводы и предложения

Литература:

1. Волгина О.Н. Мотивация труда персонала финансово-кредитных организаций. М.: Издательство «Экзамен», 2002. – 128 с.

2. Егоршин А.П. Управление персоналом. - Н. Новгород: НИМБ, 1999. - 624 с.

3. Иванова С.В. Мотивация на 100%: А где же у него кнопка?. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. – 288 с.

4. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я.Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 2002.- 512 с.

5. Управление человеческими ресурсами / Под ред. М.Пула, М.Уорнера. – СПб.: Питер, 2002. – 1200 с. (Энциклопедия. Серия «Бизнес-класс»)

6. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации / Учебно-практическое пособие. - М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1997. - 336 с.

 

ТЕМА 17. Аттестация и деловая оценка персонала

Введение

1. Цели оценки результатов деятельности.

2. Место оценки в системе управления персоналом

3. Основные этапы деловой оценки при текущей, периодической аттестации персонала.

4. Организация процедуры текущей, периодической оценки персонала.

5. Объекты и субъекты деловой оценки.

6. Группировка, отбор и содержание критериев и показателей оценки.

7. Методы оценивания персонала.

8. Особенности оценки различных категорий управленческого персонала (руководители, специалисты).

9. Ошибки оценивания и их преодоление.

10. Сопротивление проведению оценки работы персонала и пути его преодоления.

Выводы и предложения

Литература:

1. Армстронг М., Бэрон А. Performance management. Управление эффективностью работы. М.: HIPPO, 2005. – 384 с.

2. Борисова Е.А. Оценка и аттестация персонала. – СПб., Питер, 2002. – 256 с.

3. Магура М.И., Курбатова М.Б. Оценка работы персонала: подготовка и проведение аттестации / Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2002. – 176 с.

4. Методические рекомендации по оценке деловых качеств и результатов труда конструкторов и технологов предприятий для аттестации и установления должностных окладов. – М.: НИИТруда, 1979. – 38 с.

5. Методические основы оценки эффективности труда служащих. – М.: Экономика, 1989. – 48 с.

6. Одегов Ю.Г., Журавлев П.В. Управление персоналом: Учебник для вузов. — М.: Финстатинформ, 1997. — 878 с.

 

ТЕМА 18. Конфликты в коллективе

Введение

1. Основные понятия конфликтологии.

2. Типичные причины конфликтов.

3. Виды конфликтов, их классификация.

4. Пути развития конфликтов.

5. Способы разрешения конфликтов. Роль руководителя в разрешении конфликтов.

6. Управление конфликтами и пути их предупреждения.

7. Сущность и природа стресса. Виды стрессов.

8. Стресс и заболевания, перегрузки, обстоятельства жизни.

9. Стресс и соответствие между личностью и средой.

10. Способы обнаружения стрессов. Методы нейтрализации стрессов.

Выводы и предложения

Литература:

1. Агапова Е.Г. Конфликтология: Учеб. пособие / Изд-во Самарск. Гос. экон. акад., 2003. – 104 с.

2. Егоршин А.П. Управление персоналом. - Н. Новгород: НИМБ, 1999. - 624 с.

3. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я.Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 2002.- 512 с.

4. Управление персоналом: Учебник для вузов/ Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. - 423 с.

5. Управление человеческими ресурсами / Под ред. М.Пула, М.Уорнера. – СПб.: Питер, 2002. – 1200 с. (Энциклопедия. Серия «Бизнес-класс»)

6. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации / Учебно-практическое пособие. - М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1997. - 336 с.

 

ТЕМА 19. Оценка эффективности управления персоналом организации

Введение

1. Показатели эффективности управления персоналом. Методы их расчета и анализа.

2. Прогнозирование эффективности управления персоналом.

3. Экономическая сущность затрат на персонал.

4. Задачи учета, анализа и планирования затрат на персонал.

5. Состав затрат на персонал.

6. Классификация затрат на персонал: прямые и косвенные затраты; затраты, включаемые в себестоимость, и затраты, проводимые за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

7. Выплаты, включаемые в фонд оплаты труда.

8. Выплаты социального характера.

9. Показатели экономической и социальной эффективности затрат на персонал.

Выводы и предложения

Литература:

1. Анализ эффективности затрат на управление в производственно-хозяйственных организациях / Кальксдорф Э., Мельник М.В., Соляж Я.И др.; Под ред. проф. С.Е.Каменицера. – М.: Финансы и статистика, 1981.

2. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. — М.: Юристъ, 1998.

3. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия: Учебное пособие / Под ред. П.В.Шеметова. — М.: ИНФРА-М, НГАЭиУ: Новосибирск: 1998.

4. Методические рекомендации по применению главы 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса Российской Федерации (утверждены приказом МНС РФ от 26 февраля 2002 года № БГ-3-02/98)

5. Минченкова О.Ю. Управление персоналом: система бюджетирования: учебное пособие / О.Ю. Минченкова, Н.В. Федорова.– М.: КНОРУС, 2006, 224 с.

6. Налоговой кодекс Российской Федерации. Часть вторая. – Федеральный закон от 5 августа 2000 года № 117-ФЗ (с изменениями от 29 декабря 2000 года, 30 мая, 6, 7, 8 августа, 27, 29 ноября, 28, 29, 30, 31 декабря 2001 года)

7. Одегов Ю.Г., Никонова Т.В. Аудит и контроллинг персонала: Учебное пособие. – М.: Издательство «Экзамен», 2002.

8. Фитц-енц, Як. Рентабельность инвестиций в персонал: измерение экономической ценности персонала. Пер. с англ. – М.: Вершина, 2006. – 320 с.

 

Образец оформления титульного

листа курсовой работы

 

Министерство образования и науки РФ

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра экономики труда и управления персоналом

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО УПРАВЛЕНИЮ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ

 

на тему

«ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ»

 

КИРСАНОВОЙ ЕЛЕНЫ ВИКТОРОВНЫ

 

Студентки 3 курса направления подготовки

080400 «Управление персоналом»

Института экономики и управления на предприятии

 

 

Научный руководитель:

 

----------------------------------------

(подпись, фамилия, инициалы)

 

 

Оценка:____________ Дата защиты

 

Самара 20____г.