Культура 17 века

 

Общее и в 16 и в 17 веке:
– существование канонов в культовом искусстве (живопись, архитектура);
– религиозный характер образования;
– общественно-публицистические произведения стремились обосновать идею
правомерности и необходимости самодержавия.

 

ОБРАЗОВАНИЕ
В XVII веке возрастает количество грамотных людей. Обычно грамоте обучали в семьях, либо духовные лица, дьячки и подьячие.
Проблема организации обучения становится актуальна, поэтому уже в 40 –гг по инициативе видного гос. деятеля Ртищева была организована школа при Андреевском монастыре.
В 1687 г была открыта Славяно-греко-латинская академия.!!!!!! Первое высшее учебное заведение ( открыта при Софье Алексеевне)
Во главе встали греки Иоанниким и Софроний Лихуды!!!!!!!!!!!. Академия обучала « грамматики, пиитике, риторике, диалектике, философии и богословию» Обучение рассчитано на церковников и чиновников.
Книгопечптание позволяет массовое создание пособий по грамматике и арифметике. Букварь («Азбука») Василия Бурцева, иллюстрированный букварь Истомина, печатная таблица умножения.

Многие стремились изучить иностранные языки. Основные
1) польский (владение польским языком было связано с интенсивностью экономических, военно-политических и культурных контактов России и Речи Посполитой в XVII в.);
2) латинский (латинский язык был языком западноевропейской науки и ученых, чьи труды все чаще появлялись в России).

НАУКА
Чисто практическая сторона, почти не затрагивалась теория.
Практические знания по геометрии, механике, физике и химии давал « Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до военной науки»
Медицина основывалась на народных травяных рецептах. В Аптекарском приказе были сосредоточены специалисты, готовящие рецепты.
В середине XVII в в Россию проникает гелиоцентрическая система Коперника. В первой половине века составляются первые географические карты –«Книга Большому чертежу», « Чертёж городам русским и шведским до Варяжкого моря».

 

ЛИТЕРАТУРА
Литература первой половины XVII в. в центре своего внимания имела события Смутного времени. В основном это были публицистические произведений.). Неизвестные литераторы того времени обращались и к изображению героев смуты - положительных и отрицательных. Одному из предводителей сопротивления М.В.Скопину-Шуйскому посвящено "Писание о преставлении и погребении князя Михаила Васильевича, рекомого Скопина", а Лжедмитрию I - "Сказание... о Гришке Отрепьеве и о похождении его".

Выдающимся памятником русской литературы стало "Житие
протопопа Аввакума, им самим написанное". "Житие" - остросюжетное произведение, в котором автор на примере полной страданий и драматических коллизий собственной жизни повествует о преданности идеалам древней русской жизни и неприятии "латинской" новизны.

 

Своеобразным литературным памятником является сочинение
бежавшего в Швецию в 1664 г. подьячего Посольского приказа
Григория Котошихина, в котором деловым языком дается подробное (но не всегда объективное) описание русского государственного аппарата.

В 1621 году стала издаваться первая рукописная газета «Куранты», читателями которой стали царская семья и наиболее близкие им придворные.
ТОЧНЕЕ
"Куранты" - первая русская рукописная газета. Составлялась Посольским приказом для информирования царя Годунова Б.Ф. и его ближайшего окружения о зарубежных событиях. Известна с 1600. В 1621 при Михаиле Фёдоровиче Посольский приказ приступил к изданию первой рукописной газеты "Вести-Куранты".

НОВОЕ В ЛИТЕРАТУРЕ!!!!!
1.Новым литературным жанром явилась бытовая реалистическая
повесть. В бытовых повестях происходит отход от средневековых представлений о "предопределенной" свыше человеческой судьбе. В них жизнь героя зависит во многом от его личных качеств, таких, например, как ловкость и деловитость. Таким образом, наблюдается поворот к освещению личной жизни людей, более того, возрастает интерес к внутреннему миру человека. Вместе с тем, в центре повествований уже не исторические литературные персонажи, а вымышленные, отсюда - создание чисто
литературных образов.
Бытовая повесть XVII в. обращается к судьбам людей разных
социальных сред, прежде всего купечества и дворянства.
Наиболее значительными произведениями являются "Повесть о
Фроле Скобееве", "Повесть о Горе-Злочастии"

2.Другим новым жанром литературы XVII в. стали сатирические повести. Большинство из них - "Сказание о куре и лисице", "Калязинская челобитная", "Повесть о Карпе Сутулове",
"Повесть о бражнике" - своим острием нацелены на быт и нравы церковников. Едко высмеиваются лицемерие и стяжательство духовенства, пьянство и распутство монахов.
Объектом сатиры становится и неправый суд с его продажными судьями и беспринципными решениями. Из произведений этого жанра выделяются "Повесть о Шемякином суде" и "Повесть о
Ерше Ершовиче".

СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ
С именем белорусского просветителя Симеона (Самуила) Полоцкого, приглашенного в 1661 г. в Москву для обучения царских детей, связано возникновение силлабического
стихосложения. В 1678-1679 гг. появляются два сборника его стихотворений: "Вертоград многоцветный" и "Рифмологион". В творчестве С.Полоцкого воплотился так называемый "стиль
барокко": стихи его хотя тяжеловесны, но помпезны и нарядны, в них звучат панегирические тона, идеализировавшие самодержавное правление.

В широких массах по-прежнему бытовали произведения устного народного творчества. Одним из любимых героев становится Степан Разин, вокруг имени которого складываются легенды,
песни, сказания. Интересно, что в переработанных древних былинах народный вождь оказывался в одном кругу былинных героев вместе с Ильей Муромцем, а в некоторых вариантах последний становился есаулом на корабле Разина

 

АРХИТЕКТУРА
В зодчестве на протяжении XVII в. произошли большие изменения. Хотя основным строительным материалом осталось дерево, но по сравнению с предыдущим временем значительно большее развитие получило каменное (кирпичное) строительство. Широко стали применяться новые виды
строительных материалов: многоцветные изразцы, фигурный кирпич, белокаменные детали.

Огромное влияние оказала церковная реформа!!!!!!!!!

под влиянием Никона в середине - второй половине XVII в. осуществляется строительство ряда
монументальных построек, выполненных в традиционном стиле предыдущих периодов и имеющих цель показать силу церкви.
Таков величественный Воскресенский собор московского Ново-Иерусалимского монастыря, для постройки которого были использованы модель храма над "гробом господнем" в Иерусалиме - главной христианской святыни

 

 

НОВОЕ!!!

В конце XVII в. в храмовой архитектуре возникает новый стиль - нарышкинское (московское) барокко. Самым значительным памятником его является московская церковь Покрова в Филях, отличающаяся изяществом, безукоризненными пропорциями, применением во внешней отделке таких декоратвский Кремль. Надстраиваются Кремлевские башни, Спасская возводится (в ее теперешнем виде), создавая парадный въезд в Кремль. На всех башнях
появляются шатровые навершия вместо прежних четырехскатных крыш. Все это придает Московскому Кремлю новый вид: оборонно-крепостной его облик уступает место
торжественному ансамблю.
Впрочем, изменениям подвергается и внутреннее пространство
Кремля. Выдающимся светским сооружением является Теремной дворец (1635-1636).

 

Живопись
В живописи в большей степени сохранились установившиеся традиции письма. Церковный собор 1667 г. строго регламентировал темы и образы, того же требовала придерживаться грамота царя Алексея Михайловича

Симон Ушаков
Деятельностью живописцев руководила Оружейная палата Кремля, ставшая в XVII в. художественным центром страны, куда привлекались лучшие мастера. В течение 30 лет
живописное дело возглавлял Симон Ушаков (1626-1686).
Характерной чертой его творчества был пристальный интерес к изображению человеческого лица
СРАВНИТЕ.
1. Спас 12 века и 2. Спас Симона Ушакова

НОВОЕ!!!
ПАРСУНА

Другим примером светского жанра, отразившим интерес к человеческой личности, стало распространение "парсунного" письма - портретных изображений
Парсуна
(искажение слова «персона», от лат. persona — личность, лицо)Парсуна появляется как переходный период от иконописи к светской портретной живописи

По стилю, приёмам и материалам живописи парсуны первоначально ничем не отличаются от икон, выполняются на иконных досках с ковчегом. Иногда пишется такой составляющий элемент иконы, как нимб вокруг головы персонажа. Во второй половине XVII века парсуна часто пишется на холсте в технике масляной живописи, хотя манера исполнения продолжает содержать иконописные традиции.
1.Парсуна Скопина-Шуйского
2.Парсуна. Иоанн IV (Иван Грозный)

 

 

 

Театр.
В 1672 был создан придворный театр в Москве

ГЛАВНОЕ!!! Изменения в культуре в 17 веке…в культуру проникают светские элементы

В начале темы я назвала общие черты в культуре 16и 17 века. Теперь особенности:
– возникновение шатрового стиля в XVI в.;
– появление стилей «дивное узорочье» и нарышкинское барокко» в XVII в.;
– появление книгопечатания в XVI в;
– появление первой высшей школы Славяно-греко-латинской академии в XVII в.;
– в XVII в. появился первый придворный театр;
– в XVII в. зародился жанр портретной живописи– парсуна.

 

ПУТЕШЕСТВЕННИКИ
В 1648 г из устья Колымы вышли морем шесть кочей (судов) холмогорца Попова и казака Семёна Дежнёва. Много невзгод пережили они: бури в море, неприязнь местного населения. Они обогнули самую восточную оконечность нашей страны и нашли пролив, отделяющий Евразию и Америку. В память самую восточную точку называют мыс Семёна Дежнева.
В 1643-1646 русские появляются на Амуре. Владимир Поярков вышел в Охотское море, а Ерофей Хабаров присоединил приамурские земли к России.
Владимир Атласов в 1697-1699 годах совершил походы по Камчатке. Дал первые сведения о Камчатке и Курильских островах.