Образование и просвещение
- Создание Министерства народного просвещения (1802) и признание государством развития народного просвещения в стране важным направлением внутренней политики.
- Начало проведения школьной реформы (1804). Создание гимназий в губернских городах, училищ в уездных городах и церковноприходских училищ при приходах.
Если в начале XIX в. число учащихся низших и средних учебных заведений составляло 120 тысяч человек, то в 30-е гг. их насчитывалось уже 245 тысяч.
- Публикация произведения И. П. Пнина «Опыт о просвещении относительно России» с изложением плана организации образования в России (1804).
По замыслу И. П. Пнина школа в России должна была стать «школой нравов» и «органом патриотизма».
- Развитие высшего образования в стране. Открытие в 1802-1804 гг. университетов в Дерпте, Казани, Харькове, Вильно с предоставлением им автономии по новому либеральному университетскому уставу (1804). Преобразование в университет Главного педагогического института в Петербурге (1819). Превращение российских университетов в центры подготовки педагогических кадров в стране и методической работы в своём учебном округе.
- Открытие по инициативе М. М. Сперанского Царскосельского лицея (1811).
- Открытие в Петербурге государственной Публичной библиотеки (1814).
- Открытие в Москве Земледельческой школы в качестве первого в стране сельскохозяйственного учебного заведения (1822).
- Открытие в Москве Строгановского училища для подготовки художников декоративно-прикладного искусства (1825)
- Принятие либерального цензурного устава (1804) и развитие книгоиздательства в стране. Рост казённых и частных типографий. Появление первых крупных отечественных книгоиздателей В. А. Плавильщикова, А. Ф. Смирдина.
- Начало издания в России популярных журналов («Вестник Европы» Н. М. Карамзина (1802), «Северный вестник» С. Н. Глинки (1808), «Сын Отечества» Н. И. Греча.