Конструктивные особенности приборных отсеков

 

Приборный отсек предназначен для размещения приборов и аппаратуры, обеспечивающих управляемый полет ракеты, а также источников пи­тания. Приборные отсеки на ракетах располагаются по-разному (рис. 5.2 – 5.4), но их расположение в силовой схеме РЛА и конструкция должныспособствовать нормальной работе приборов и аппаратуры. Поэтому они, как правило, располагаются между головной частью (ГЧ) и ракетным блоком последнеймаршевой ступени (рис. 5.2). В зависимости от соотношения диаметровкорпусов ГЧ и ракетного блока отсек может иметь цилиндричес­куюформу или форму усеченного конуса. На рис.5.9 приведена конструк­тивная схема корпуса приборного отсека. Обычно корпус приборного отсека представляет собой конструкцию стрингерно-шпангоутного типа. Внутри корпуса на каркасе рамного типа, который является силовой частью конс­трукции,размещаются приборы и аппаратура (рис. 5.10).

 

Рис.5.9. Конструктивная схема корпуса герметичного приборного отсека

с прикрепленной оболочкой:

1 – верхнее днище; 2 – обшивка; 3 – шпангоут промежуточный; 4 – стрингер; 5 – нижнее днище; 6, 7 – крепежно-стыковочные узлы

 

Особенностью конструкции приборного отсека являются достаточно большой площади люки, необходимые для свободного доступа к приборам и аппаратуре как при монтаже, так и при предстартовом обслуживании.

Приборные отсеки могут быть герметичными (рис. 5.9) и негерметичными (рис. 5.10).

 

Рис. 5.10. Конструктивная схема негерметичного приборного отсека панельной конструкции

 

Герметичный отсек имеет днища, обеспечивающие его изоляцию от ок­ружающей среды. К особенностям герметичного отсека следует отнести так­же наличие весьма жестких, часто литых крышек люков, так как только та­кие крышки создают достаточную надежность герметизации. Для ее обеспечения крышки снабжают весьма сложными запорными устройствами. Та­кой отсек требует ряда испытаний на герметичность, что сильно усложняет процесс изготовления. Таким образом, все отличительные особенности свя­заны с тем, что герметичный отсек оказывается значительно тяжелее и до­роже в производстве, чем негерметичный. Но очевидны и преимущества, герметичного отсека: он создает наилучшие условия работы приборов во время полета, обеспечивающие высокую боеготовность ракеты и способствует по­вышению точности полета.

Негерметичный отсек проще по конструкции, а для нормализации рабо­ты приборов и аппаратуры в полете, требуется их индивидуальная гермети­зация.