Предпринимательство.

Это инициативная, самостоятельная деятельность граждан и их объединений. Она направлена на получение прибыли. Осуществляется на свой риск и под имущественную ответственность в пределах организационно-правовой формы предприятия.

Центральной задачей экономической реформы 90-х годов являлось создание разносторонних условий для свободы частной, в том числе индивидуальной и коллективной инициатив в сфере хозяйствования и услуг. Эта задача грандиозна по своим масштабам, революционна по характеру. О трудностях ее решения свидетельствует мировой опыт. Приведем тому два доказательства:

1) Страны западной цивилизации решили эту задачу в ходе естественноисторического развития, затратили не одну сотню лет, пережили много социальных потрясений. Ряд стран Юго – Восточной Азии и Германия прошли этот путь форсированно, при большой помощи развитых стран. Залогом успеха было и наличие в них разнообразных форм собственности и соответствующих социальных групп населения, веками воспитанное уважение к чужой собственности, работали соответствующие социальные нормы и ценности.

2) В России в период 1917 – 1930 гг. группа собственников была целенаправленно уничтожена физически или помещением в тюрьмы, лагеря, эмиграцию. За счет тотальной угрозы физического уничтожения были разрушены соответствующие нормы и ценности. Собственников не только не стало, собственником уже никто не хотел быть. Экономика стала одноукладной. В такой обстановке индивидуальная или коллективная хозяйственная инициатива замерла, предпринимательство превратилось в уголовно наказуемое деяние. Советская власть уничтожила несколько социальных институтов, связанных с рынком, собственностью. Для этого использовались самые глубокие мотивационные механизмы человеческого поведения – страх смерти, опасность одиночества и т.п. Старые нормы и ценности оказались замещены новыми противоположного характера – тотального равенства, социальной закрытости, иерархического управления, вознаграждения за занятую социальную позицию.

В 1991 г. этот эксперимент над собой был прерван. Общество пытается повернуть в другую сторону. Возрождение утраченных социальных институтов, но в современном виде, и стало первостепенной социальной задачей экономической реформы. Ее решение идет в два этапа:

1) обретения свободы от норм и ценностей централизованного давления и принуждения, от нищей и так называемой честной жизни, утверждение свободы форм собственности. Это вызывает значительные социальные последствия – взрывы национализма, регионализма, враждебное отношение к законному, даже быстрому обогащению;

2) формирование норм и ценностей позитивного характера. Это длительный процесс, но в итоге даже бедные будут стремиться к богатству и стабильности.

У значительной части населения традиционно сохраняется отрицательное отношение к предпринимателям, да и в ходе реформ этот отрицательный имидж предпринимателей стал еще больше из-за способов и форм получения прибыли и доходов.

Среди причин, формирующих отрицательное отношение части населения к предпринимательству, можно выделить противоправный характер деятельности многих из них; большой риск банкротства, разорения; отрицательное общественное мнение; угрозы физических расправ над ними.

Бизнесменам, предпринимателям во всем мире присущ определенный набор личностных качеств. Это хороший запас физической энергии; высокий уровень психологической мотивации к улучшению своей жизни; готовность рисковать; опора на свои силы; хорошая стартовая позиция – способности, семейное воспитание, связи. По оценкам специалистов доля личностей с набором таких предпринимательских качеств составляет 5-7% населения Земли. Но пытаются больше. Так, по нашим опросам 40% молодых людей хотели бы заняться предпринимательством.

 

Труд.

Выделим два аспекта: отношение к труду и рынок труда (занятость). От изменения (улучшения) отношения к труду зависит в конечном итоге успех экономических преобразований. С точки зрения социологов массовое отношение к труду определяется мотивами и стимулами, а также нормами и ценностями, господствующими в обществе.

Мотив – внутреннее побуждение индивида к действию (психологическое). Стимул – внешнее по отношению к индивиду средство побуждения к действию (богатство, слава, популярность, власть, социальные позиции, статусы). Стимулы – спусковой механизм мотивов как причин непосредственной деятельности. Ценности – предметы потребностей, признаваемые обществом, социальной группой наиболее существенными (ценность – власть, круг друзей, высшее образование и пр.).

Плохо или немотивированная деятельность для человека является чужой, навязываемой насильно и потому плохо реализуемой. Социологи отмечают, что за 70 лет советской истории пытались заменить мотивы к труду стимулами. Но в нормальной экономике всегда на первом плане трудовая мораль, а система стимулов к ней подстраивается. Мораль, действующая тогда (до реформы) система стимулирования труда:

1) заставляла растрачивать, а не сберегать ресурсы;

2) часто способствовала не сохранению, а ухудшению окружающей среды, природы;

3) противопоставляла интересы общества, государства интересам отдельных работников;

4) скрывала крайнюю напряженность (государственную эксплуатацию) труда за фразами о народном благе;

5) отрывала вознаграждение от результатов труда;

6) поощряла исполнительность в ущерб развязыванию инициативы.

За все время существования советской власти использовался узкий спектр стимулирующих механизмов: денежная оплата; натуральная оплата и различные материальные блага; идеологические средства (ордена, медали, стенды, почет); патернализм или «забота о человеке»; участие работников в частичном управлении «собственным» участком производства, что должно было порождать «чувство хозяина».

Одним из ведущих социально-экономических принципов общественных отношений стала «уравниловка» («от каждого по способностям – всем поровну»), что формировало психологию «маленького человека», винтика в общественной машине, индиферентности к орудиям и средствам производства. И только переход к рыночным отношениям обуславливает необходимость и создает возможность ориентации на труд как самоцель. То есть переход к рыночной экономике должен создавать условия и для возрождения подлинной трудовой морали. Следует найти и реализовать такие стимулы к труду, которые бы соответствовали ее нормам и ценностям.

В годы реформ ситуация с трудом усугубилась из-за распада хозяйственных связей, падения производства, инфляции и роста цен.

Что может быть показателем трудовой морали?

1) Интегральным является уровень люмпенизации общества. Люмпен – индивид, не имеющий практически никакой собственности, и не склонный ни к какой активности, способной вывести его из состояния неимущего или малоимущего. Люмпенизация – это и «глушение» трудовой морали. Есть точка зрения, что в СССР шел процесс массовой люмпенизации.

2) Еще один показатель трудовой морали – трудовая и технологическая дисциплина, явления абсентеизма и рестрикционизма. Абсентеиз – отсутствие на работе. Скрытый абсентеизм – формальное присутствие, выполнение правил, но малоэффективная работа. Рестрикционизм – сознательное ограничение работником результатов своего труда. При этом нарушения дисциплины установить легко, а скрытый абсентеизм и рестрикционизм сложно.

Переход к рынку пока незначительно повлиял на повышение трудовой активности.

Аспект второй: Рынок труда. В СССР они существовали как замкнутые теневые нелегальные. Отношения на легальных рынках труда жестко регулировались государством и ведомственными нормативными актами. Существовала масса ограничений на увольнения, переходы с одного рабочего места на другое, на переезды и т.п. Существовало много мелких рынков труда отдельных крупных предприятий.

В ходе рыночных преобразований институты и организационные формы труда находятся еще в стадии становления. Это определяется:

во-первых, возникновением и развитием новых форм собственности, новых социальных институтов (центры занятости, общественные работы и т.п.);

во-вторых, с нестабильностью экономики в переходный период и потому сложностями прогнозирования поведения на рынке труда нанимателей, трудоспособного населения, ищущего работу, и органов власти и организаций, защищающих интересы трудящихся.

Одна из проблем и в том насколько наниматели и население на рынке труда усваивают и руководствуются нормами рыночной экономики.

Особая проблема – безработица как процесс, структура контингента и ее динамика, защита безработных. Она может быть одним из самых сильных источников социальной напряженности и конфликтов. Но пока в большинстве отраслей народного хозяйства снижение объемов производства не привело к значительному высвобождению персонала.

Особая проблема положение и поведение молодежи на рынке труда. Выпускники учебных заведений (не нашедшие работу) – одна из наименее социально защищенных групп населения. Состояние занятости и безработицы среди молодежи характеризуют положение различных категорий молодежи на рынке труда (структура – профессиональной и отраслевой занятости, соотношение спроса и предложения), особенности трудового сознания и поведения различных категорий молодежи на рынке труда (ценностей, требований, предпочтений, потребностей, поведения), наличие и отношение молодежи к программам и мерам занятости, их эффективность.

 

контрольные вопросы для самостоятельной работы

1. Определите различия между наукой экономикой и экономической социологией.

2. Раскройте понятие “экономическое поведение”.

3. Охарактеризуйте социологические аспекты предпринимательства.

4. Раскройте социологическое содержание понятия “труд”.

5. Что изучает экономическая социология?

6. Что собой представляет социальный институт собственности?