ТЕОРИЯ Ф. ФИДЛЕРА

Теория лидерства Ф.Фидлера допускает множествен­ность оптимальных типов лидеров. Теория является ситуационной моделью лидерства, определяющей, что «производительность группы зависит от взаимодействия стиля лидера и степени благоприятности ситуации». Более точно, производительность - это функ­ция взаимодействия между:

1.Уважением лидера к его наименее предпочитаемому сотруднику (НПС) и

2. Ситуа­ционными переменными:

а) степенью, с которой руководителю доверяют и симпатизируют его подчиненные. С самого начала этот ситуационный фактор считается наиболее важным;

б) степенью структурированности задачи, т. е. воз­можностью разложить ее на компоненты;

в) степенью, с которой сама позиция лидера воспринимается как проявление власти, например его власти принимать на работу и увольнять.

Благоприятность ситуации, таким образом, зависит от степени, в которой ситуация облегчает контроль за пове­дением группы.

Основой характеристики лидера служит оценка им НПС, которая, как предполагается, характеризует его личностные качества и положение. Эта оценка получает­ся следующим путем: лидера просят подумать обо всех сотрудниках, которые у пего когда-либо были, и описать (с помощью определенного набора критериев) того чело­века, с которым он менее всего был бы способен успешно работать, т. е. своего наименее предпочитаемого сотруд­ника. Лидер, который ха­рактеризует своего НПС в относительно позитивных терминах - личностно-ориентированный лидер (ориентированный на межличностные отношения). Лидер, который ха­рактеризует своего НПС в относительно негативных терминах - инструментально-ориентированный лидер (ориентированный на задачу).

Основной характеристикой ситуации служит возможность ситуационного контроля.

Эффективность руководства можно выразить следующим графиком:

Когда ситуация для лидера крайне неблагоприятна, т. е. ему не доверя­ют и его не уважают, выполняемая им работа задана неопределенно, а позиция лидера воспринимается как имеющая малый вес, наилучшим стилем также будет лидерство, ориентированное на задачу. В обеих этих ситуациях лидеры с низкой оценкой НПС выполняют работу более эффективно, чем лидеры с высокой оценкой НПС. Таким образом, лидеры, ориентированные на за­дачу, действуют лучше в крайне благоприятных либо в крайне неблагоприятных ситуациях.

В ситуациях средней благоприятности в целом более эффективны лидеры с, высокой оценкой НПС. Другими словами, лидеры, «ориентированные на отношения», действуют лучше в ситуациях со средней благоприятно­стью.