ТЕОРИЯ Ф. ФИДЛЕРА
Теория лидерства Ф.Фидлера допускает множественность оптимальных типов лидеров. Теория является ситуационной моделью лидерства, определяющей, что «производительность группы зависит от взаимодействия стиля лидера и степени благоприятности ситуации». Более точно, производительность - это функция взаимодействия между:
1.Уважением лидера к его наименее предпочитаемому сотруднику (НПС) и
2. Ситуационными переменными:
а) степенью, с которой руководителю доверяют и симпатизируют его подчиненные. С самого начала этот ситуационный фактор считается наиболее важным;
б) степенью структурированности задачи, т. е. возможностью разложить ее на компоненты;
в) степенью, с которой сама позиция лидера воспринимается как проявление власти, например его власти принимать на работу и увольнять.
Благоприятность ситуации, таким образом, зависит от степени, в которой ситуация облегчает контроль за поведением группы.
Основой характеристики лидера служит оценка им НПС, которая, как предполагается, характеризует его личностные качества и положение. Эта оценка получается следующим путем: лидера просят подумать обо всех сотрудниках, которые у пего когда-либо были, и описать (с помощью определенного набора критериев) того человека, с которым он менее всего был бы способен успешно работать, т. е. своего наименее предпочитаемого сотрудника. Лидер, который характеризует своего НПС в относительно позитивных терминах - личностно-ориентированный лидер (ориентированный на межличностные отношения). Лидер, который характеризует своего НПС в относительно негативных терминах - инструментально-ориентированный лидер (ориентированный на задачу).
Основной характеристикой ситуации служит возможность ситуационного контроля.
Эффективность руководства можно выразить следующим графиком:
Когда ситуация для лидера крайне неблагоприятна, т. е. ему не доверяют и его не уважают, выполняемая им работа задана неопределенно, а позиция лидера воспринимается как имеющая малый вес, наилучшим стилем также будет лидерство, ориентированное на задачу. В обеих этих ситуациях лидеры с низкой оценкой НПС выполняют работу более эффективно, чем лидеры с высокой оценкой НПС. Таким образом, лидеры, ориентированные на задачу, действуют лучше в крайне благоприятных либо в крайне неблагоприятных ситуациях.
В ситуациях средней благоприятности в целом более эффективны лидеры с, высокой оценкой НПС. Другими словами, лидеры, «ориентированные на отношения», действуют лучше в ситуациях со средней благоприятностью.