II. Виды памяти

В отношении мнемической функции можно выделить два начала: консерватизм и прогресс. Можно сказать, что консерватизм, который присущ памяти наследственной обеспечивает сохранение энергии, упрочнение положения индивида, популяции вида. Именно консерватизм обеспечивает то, что у кролика рождается кролик, а у шимпанзе – шимпанзе. Благодаря консерватизму каждый биологический вид живет более или менее длительный срок. Но при смене внешних условий, когда необходима соответствующая быстрая перестройка организма, консерватизм играет отрицательную роль и усиливается положительное значение индивидуального опыта. Чем богаче опыт, тем быстрее приспособится организм к изменениям окружающей среды. Успех поиска наряду с перестройками приводит к преобразованию вида. Однако индивидуальный опыт может сыграть и отрицательную роль – если организм выходит из подчинения виду и не может приспособиться к изменившимся условиям, он погибает. Рассмотрение двух форм памяти является правомерным, т.к. существует убеждение в назначении мозга как аппарата, который создается в эволюции в качестве дополнительного к генетическому аппарату: если видовой опыт накапливается, фиксируется и передается через хромосомный аппарат, то индивидуальный опыт накапливается, фиксируется и передается другим индивидам посредством работы мозга и связанных ним эффекторов.

В связи с этим оказалось возможным охарактеризовать основные черты памяти видовой и памяти индивидуальной, а затем и социальной памяти, возникающая в сообществе животных как стадно-биологическая память в виде подражания и «традиции» внутри отдельных популяций, и, наконец, памяти общественно-исторической, присущей только человеческому сообществу.