Реле максимального давления

Изготовленное датской фирмой «Данфосс» реле максимального давления RT-5 (рис. 5.2) часто называют сокращенно РМД или маноконтроллером, прессостатом или выключателем максимального давления. По принципу действия маноконтроллер представляет собой однополюсный выключатель, управляемый давлением паров фреона. Используется он для остановки электродвигателя компрессора, когда давление на стороне нагнетания превысит 18 кгс/см2. Это же реле может вновь включить электродвигатель, когда давление нагнетания снизится до 15 кгс/см2. Дифференциал (разность давлений остановки и пуска) в 3 кгс/см2 создает условия для своеобразного разгона, при котором повторный пуск компрессора будет происходить без перегрузки чрезмерным противодавлением, а значит на сравнительно низком пусковом токе в обмотках электродвигателя.

Компрессор, остановленный маноконтроллером, можно сравнить с нагруженной автомашиной, у которой на подъеме в гору заглох двигатель. Шофер в такой ситуации для движения вперед нередко осаживает грузовик на более пологое место дороги.

При отсутствии дифференциала даже незначительное колебание давления нагнетания выше или ниже 18 кгс/см2 могло бы вызвать «звонковую работу» (повторяющиеся включения и выключения электродвигателя) и поломку агрегата.

Работает прибор так. Газообразный фреон, имея постоянный доступ со стороны нагнетания по трубке 1 (рис. 5.2, а) в корпус 9, при давлении 18 кгс/см2 сжимает сильфон 2. Тогда подвижной шток 3, преодолевая сопротивление пружины 5, перемещается вверх. К штоку прикреплена муфта 4, которую в свою очередь можно перемещать вверх и вниз по резьбе. У муфты на образующей поверхности нанесена шкала величин дифференциала, а на верхнем торце свободно лежит левый конец контактной пластины 8. Пластина шарнирно качается вокруг опоры, закрепленной на корпусе прибора. Вместе со штоком и муфтой вверх движется и левый (по рисунку) конец контактной пластины, а контакт на правом ее конце размыкает электрическую цепь.

Изменение натяга пружины 5 осуществляется винтом настройки 6, на резьбе которого по вертикали перемещается опорная шайба 7. Вращая винт 6 при настройке прибора, необходимо стрелку в окошке установить против цифры 15, что соответствует величине давления, при котором включается

Рис. 5.2. Реле давления RT – 5.

 

электродвигатель компрессора. Дифференциал в 3 кгс/см2 устанавливается вращением муфты 4. Таким образом, давление отключения двигателя определяется суммой давлений включения и дифференциала (15+3=18 кгс/см2). На этом настройка маноконтроллера заканчивается.

На пассажирских вагонах постройки после 1970 г. применяется маноконтроллер той же марки, но несколько измененной конструкции. На рис. 5.2, б он показан в положении выключено (слева) и включено (справа). Настроен он не на 18, а на 17 кгс/см2. Более того, повторный пуск электродвигателя здесь производится вручную нажатием специальной кнопки 2 на боковой стенке прибора. Это особенность достигнута за счет уменьшения высоты муфты 3 на столько, что она при падении давления не достает до левого плеча контактной пластины 1. Дифференциал здесь такой же и устанавливается, как в предыдущем случае. Пока давление в контролируемой части холодильной машины не упадет ниже предусмотренного дифференциалом, повторный пуск невозможен даже вручную. Переключение контактной пластины в реле осуществляет палец 4, которым заканчивается стержень возвратной кнопки 2.

Такую конструкцию маноконтроллера справедливо считают более рациональной. Не следует забывать, что маноконтроллер защищает холодильную установку от аварийных режимов, возникающих, как правило, из-за неисправности какого-либо узла. Поэтому каждый случай автоматического отключения компрессора необходимо рассматривать как сигнал надвигающейся поломки, причина которой должна быть немедленно устранена. Автоматический же пуск установки после незначительного изменения контролируемого параметра скрывает сам факт наличия неисправности и лишает обслуживающий персонал возможности принять необходимые профилактические меры.