Терморегулирующий вентиль

 

 

Терморегулирующие вентили (ТРВ) применяют для автоматического регулирования подачи холодильного агента, поступающего в испаритель. Степень открытия терморегулирующего вентиля зависит от разности между температурой нагрева всасываемых компрессором паров хладагента и температурой кипения. С повышением этой разности количество жидкого хладагента, подаваемого в ТРВ, увеличивается, а с понижением уменьшается. ТРВ отрегулирован так, чтобы на выходе из испарителя поддерживался приблизительно постоянный перегрев паров (т.е. чтоб разность температуры отсасываемых паров и температуры кипения хладагента не превышала 3-6°С). При поступлении большого количества жидкого хладагента в испаритель перегрева паров почти не бывает.
Терморегулирующий вентиль, показанный на рисунке, состоит из термобаллона, капиллярной трубки и мембраны. Верхняя часть ТРВ является силовой, и она управляет работой нижней регулирующей части. Силовая и регулирующая части разделены между собой сильфоном. Такие ТРВ называются сильфонными. Если вместо сильфона стояла бы мембрана, то вентиль назывался мембранным. Принцип работы вентилей обоих типов одинаковый.

 

Силовая часть вентиля через капиллярную трубку сообщается с термобаллоном, заполненным сжиженным фреоном. Термобалон прикреплен и плотно прилегает к трубопроводу, по которому компрессор отсасывает пар хладагента из воздухоохладителя. Плотное прилегание обеспечивает надёжный теплообмен между обеими деталями.
Жидкий фреон поступает в воздухоохладитель через регулирующий вентиль. При этом происходит резкое падение его давления, и он превращается в пар. Пары фреона, проходя по воздухоохладителю, нагреваются за счет тепла воздуха, циркулирующего в вагоне. Поэтому на выходе из воздухоохладителя температура паров фреона будет выше температуры хладагента в испарителе, или, так называемый перегрев паров используется для регулирования количества фреона, подаваемого в воздухоохладитель.

При малом количестве жидкого хладагента в воздухоохладителе пары фреона, отсасываемые компрессором, будут "горячими". Поэтому всасывающий трубопровод и прикреплённый к нему термобаллон будут нагреваться. От нагревания жидкий фреон, заполняющий термобаллон, закипит, и его насыщенные пары создадут в силовой части ТРВ повышенное давление.

Мембрана вентиля под действием этого давления прогнётся вниз. Связанный с ней клапан преодолеет жёсткость пружины, опустится и откроет отверстие для прохода жидкого агента из штуцера (ресивера) в штуцер (воздухоохладитель). Жесткость регулировочной пружины осуществляется при помощи регулировочного винта.

Если в воздухоохладителе окажется избыточное количество фреона, его пары будут перенасыщены влагой, температура всасывающего трубопровода и термобалона понизится.
Интенсивность кипения фреона в термобаллоне упадёт, а вместе с ним понизится давление и в силовой части ТРВ.Мембрана вентиля под действием регулировочной пружины распрямится и клапан сядет на своё седло. Путь фреону будет закрыт.

 

 

  1. Крышка 2. Корпус 3. Сильфон 4. Толкатель 5. Дросселирующая игла 6. Направляющая 7. Питательный фланец 8. Регулировочный винт 9. Отводящий фланец 10. Уравнительный штуцер 11. Регулировочная пружина 12. Термопатрон 13. Капилярная трубка