Конструкция компрессоров
Рассмотрим на примере компрессоров типа "5", которые применяются в системах кондиционирования воздуха с холодильными установками типа МАВ-II (Maschinen apparate Bau) пассажирских вагонов с индивидуальной системой энергоснабжения постоянным током напряжением 110 В, воздушным охлаждением, изготовленных в ГДР.
Поршневые компрессоры холодильных машин малой и средней холодопроизводительности в большинстве случаев выполняют блок-картерными. Конструктивную основу таких компрессоров составляет фасонная отливка (блок-картер) из чугуна или алюминиевых сплавов. В расточки блока запрессовывают тонкостенные втулки-гильзы цилиндров, отлитые из чугуна. Головки (крышки цилиндров) литые; они закрывают цилиндр или группу цилиндров и закрепляют клапанные плиты (обычно с помощью буферной пружины). В компрессорах предусмотрено водяное охлаждение цилиндров и их головок. Для этого в блоке выполняют охлаждающие полости (рубашки). В компрессорах с воздушным охлаждением поверхность блока в верхней части, а также головки обычно выполняют с наружным оребрением.
Стальной коленчатый вал установлен на двух коренных подшипниках скольжения и одном шариковом подшипнике в крышке сальника. Шатуны и поршни, как и корпус, изготовлены из алюминиевого сплава. На каждый поршень надеты два компрессионных кольца и одно маслосъёмное.
Рабочие клапаны компрессора, установленные на клапанной плите, выполнены объединёнными концентрическими кольцевыми. В большом отверстии в центре всасывающего клапана установлен нагнетательный, который придерживается пружиной. В самом всасывающем клапане имеется кольцевая пластина из высококачественной стали, прижимающаяся к седлу пружинами.
Смазка коренных подшипников и верхних головок шатунов осуществляется под давлением от насоса, смазка поверхностей цилиндров - разбрызгиванием и маслом, растворенным в парах хладагента. С целью облегчения пуска при низких наружных температурах предусмотрен подогрев масла.
Компрессор имеет устройство для регулирования холодопроизводительности путём автоматического отжатия всасывающих клапанов без изменения частоты вращения коленчатого вала компрессора. В компрессоре холодильной установки типа МАВ-II могут отключаться два или три цилиндра, что даёт возможность установке работать с 25-, 50 и 100 %- ной холодопроизводительностью.