Уход за системами отопления
Надежность и долговечность системы отопления во многом зависят от правильного и систематического наблюдения и ухода за ней во время эксплуатации и проведения своевременных ремонтов. При водяной системе отопления для этого необходимо:
· содержать в исправном состоянии котел, трубы отопления, калорифер, расширитель и другое оборудование, которое должно периодически промываться и очищаться от грязи и пыли;
· поддерживать необходимый, достаточный для нормальной работы системы уровень воды в расширителе;
· периодически очищать дымовую трубу, колосниковые решетки и зольники;
· применять топливо соответствующих марок;
· следить за исправным состоянием ручного и циркуляционного насосов:
· контролировать состояние изоляции в разделках крыши и в котельном помещении.
Система водяного отопления эксплуатируется только в течение отопительного сезона, который для железных дорог бывшего СССР начинается при температуре наружного воздуха от плюс 10°С (283K) и ниже.
На теплое время года, примерно с апреля до сентября, система водяного отопления консервируется, для чего необходимо:
· слить воду и промыть систему;
· очистить топку, зольники и дымовую трубу котла от золы и сажи;
· проверить состояние арматуры, приборов, насосов, очистить и смазать их;
· залить систему водой, закрыть дверцы котла и опломбировать их, закрыть на запор крышки наливных устройств.
Если вагоны направляют в отстой на зиму, то для консервации системы водяного отопления необходимо слить воду. Для слива воды из системы отопления необходимо открыть краны, и вывернуть сливные пробки 38, 41, 53 в соответствии с рисунком (см. рисунок 86). Краны 17 и 19 открывать после опускания уровня воды ниже верхних разводящих труб.
Для полного слива воды из ручного насоса необходимо после отворачивания пробок 53 прокачать насос. Для слива воды из котла необходимо закрыть краны 4, 7, 8, 9, 11,36, 37, 43, вывернуть сливную пробку 38 и открыть краны 1 и 52. Для слива воды из калорифера необходимо закрыть краны 4, 11, 30 и открыть пробку 51. Неполный слив воды из котла можно производить в случае необходимости замены вышедшего из строя нагревательного элемента. Полный слив из системы обогрева теплоносителем производится через накопительный бак. При отрицательных температурах наружного воздуха слив воды из системы отопления производить после слива воды из системы водоснабжения при температуре воды в системе не ниже плюс 60°С (333K) и при температуре воздуха в вагоне не ниже плюс 12 °С (285K).
Эксплуатация электрической системы отопления требует особой внимательности, так как при малейшей неосторожности можно попасть под напряжение. Поэтому все работы по обслуживанию и ремонту электроотопления разрешается проводить только при полном обесточивании системы и с соблюдением всех правил техники безопасности.
При проверке электроотопления следует осмотреть и заменить неисправные предохранители, очистить контакты, смазать подшипники переключающих аппаратов и очистить шкафы от мусора и пыли.
К числу наиболее часто встречающихся повреждений в системе электрического отопления относятся:
· перегорание плавких вставок предохранителей;
· перегорание сигнальных ламп;
· загрязнение контактов переключающих аппаратов и штепсельных соединений;
· нарушение контактов блокирующих устройств, например, при неплотно закрытых дверцах шкафов с аппаратурой;
Все обнаруженные неисправности в системе отопления вагона и особенно в электрической проводке и соединительных контактах должны быть устранены до отправления вагона в рейс.
Контрольные вопросы:
1. Какого назначение системы отопления?
2.Устройство и принцип работы водяной системы отопление.
3. Устройство и принцип работы электрической системы отопление.
4. Устройство и принцип работы комбинированной системы отопление.