Деловое общение

Деловое общение — понятие в какой-то мере условное. Оно означает служебные, т. е. официальные контакты с обратной связью между начальством и подчинен­ными, а также между подчиненными. Через общение руководитель организует совместную деятельность коллектива, управляет деятельностью и поведением ис­полнителей. Подсчитано («Социальные...», 1981), что 3/4 рабочего времени руко­водителей уходит на общение с исполнителями, а также с выше- и нижестоящи­ми руководителями.



Некоторые полагают, что их исключительная компетенция в каком-либо вопросе или началь­ственная должность, например, уже сами по себе являются гарантией успеха в общении с другими людьми, а следовательно, напрочь отрицают какую-либо стратегию и тактику об­щения. «Я - человек прямой», - говорит обычно такой человек и безапелляционно, ничуть не сомневаясь ни в чем, доводит всех, с кем имеет дело, до нервного срыва или сердечного приступа. Окрик, волевой нажим - вот почти единственные способы общения такого челове­ка с другими. Понятно, что подобная форма общения может иметь лишь частный, весьма ограниченный во времени успех и не может служить способом установления подлинно де­мократических гуманных взаимоотношений людей, не может снискать ему любовь, привя­занность, искренность общающихся с ним. Грехнев В. С, 1990, с. 10.

 


Наиболее рациональным способом общения между людьми в служебной обста­новке являются непосредственные устные контакты и телефонные разговоры. Устные контакты особенно необходимы в том случае, когда требуется изменить точку зрения собеседника или скорректировать неправильную информацию. Ис­следования показывают, что при знании методик и техники ведения деловых ин­дивидуальных бесед желаемого результата можно добиться в четырех-пяти слу­чаях из десяти.