Влияние эмоций на память
[Eich, 1980], где для проверки запоминания использовалось воспроизведе-
ние с подсказкой, не удалось получить аналогичного эффекта.
В контексте обсуждаемой проблематики наибольший интерес представ-
ляют работы исследователей, занимавшиеся изучением именно эмоцио-
нальных состояний испытуемых. Таких работ довольно много, но их ре-
зультаты неоднозначны. Лайт и Эллис [Leight, Ellis, 1981] давали испытуе-
мым заучивать 8 предложений; через 24 ч им предъявлялся список пред-
ложений, среди которых они должны были узнать ранее заученные. Часть
испытуемых находилась в нейтральном эмоциональном состоянии, другая
часть вводилась в грустное состояние с помощью техники Вельтена. (Эта
техника, часто используемая для индукции эмоциональных состояний, за-
ключается в том, что испытуемый медленно читает список из 60 предло-
жений, описывающих определенное эмоциональное состояние, и пытается
проникнуться чувствами, соответствующими их содержанию. Вельтен
[Velten, 1968] показал, что такая процедура действительно приводит к воз-
никновению определенного эмоционального состояния.) Использовалось
4 экспериментальных условия, различающихся тем, в каком эмоциональ-
ном состоянии испытуемые находились во время запоминания и во время
узнавания материала: грустное — грустное; нейтральное — нейтральное;
грустное— нейтральное; нейтральное— грустное. Полученные результа-
ты показали, что испытуемые узнавали больше предложений в тех случа-
ях, когда их эмоциональные состояния в момент запоминания и узнава-
ния были одинаковыми.
Аналогичные результаты получали и другие авторы, но не всегда. На-
пример, в исследовании Бауэра с коллегами [Bower, Gilligan, Monteiro,
1981] в одном из экспериментов проверялось, как идентичность эмоцио-
нальных состояний в моменты запоминания и воспроизведения влияет на
успешность воспроизведения, однако никакого влияния обнаружено не
было.