Гпава 12. Эмоциональная регуляция когнитивных процессов

памяти и других когнитивных процессов. В дальнейшем для обозначения
эмоциональных явлений будем использовать теоретически нейтральный
термин эмоциональное состояние.

В психологии давно утверждается, что эмоциональная и познавательная
сферы психики неразрывно связаны и должны исследоваться в их единстве.
Так, в отечественной традиции широко известны идеи Л.С. Выготского о
единстве аффективных и интеллектуальных процессов [Выготский,
1982]. Однако только в 40—50-е годы XX века началась реализация этих
положений на экспериментальном уровне. Ряд исследовательских про-
грамм, посвященных прежде всего восприятию, объединился под назва-
нием «Новый взгляд» (New Look). Представители этого движения счи-
тали, что реакция на эмоциональное значение стимула является авто-
матической и возникает раньше, чем стимул воспринимается на созна-
тельном уровне. Вследствие этого эмоциональная окраска стимула вли-
яет на особенности возникающего перцептивного образа. Утверждалось,
что положительно окрашенные или связанные с положительным под-
креплением стимулы образуют «фигуру» в перцептивном поле [Smith,
Hochberg, 1954], а их физические признаки усиливаются, т.е. они вос-
принимаются как более крупные, яркие или громкие [Bruner, Goodman,
1947]. Напротив, на пути переработки отрицательно окрашенной ин-
формации выстраиваются перцептивные зашиты [Bruner, Postman, 1947;
McGuinnies, 1949].

Однако в те годы данное направление исследований не получило боль-
шого развития. Наступила когнитивная революция: утверждался взгляд на
человека как на рациональное существо, которое способно воспринимать
стимулы, перерабатывать их и строить свои действия на основе когнитив-
ных репрезентаций этих стимулов. Такой подход оказался очень продук-
тивным для изучения когнитивных процессов. При этом эмоции и моти-
вация рассматривались лишь как факторы, являющиеся источником ошиб-
ки и подлежащие контролю при проведении экспериментов.

Примерно в 80-е годы эмоции снова стали возвращаться в исследова-
ния познавательных процессов. Возможно, одной из основных причин это-
го явилось возрождение интереса к функционализму [Kitayama, Niedenthal,
1994]. Стали больше обращать внимание на то, что познавательные про-
цессы сформировались в ходе адаптации человека к биологической и со-
циальной среде. Поэтому познавательные процессы существуют не про-
сто для переработки информации, но выполняют определенные функции
в более широком контексте жизни человека и его взаимодействия с окру-
жающим физическим и социальным миром. При таком взгляде на позна-
вательные процессы становится очевидной необходимость учета мотива-
ции и эмоций человека в конкретных исследованиях. Из побочной пере-
менной, «загрязняющей» результаты эксперимента, они превращаются в
независимую переменную, влияние которой на когнитивные процессы по-
могает понять механизмы их функционирования.


Влияние эмоций на восприятие и внимание