Обеспечение малых и средних производственных предприятий квалифицированными кадрами

В настоящее время ключевые вопросы экономической повестки дня – диверсификация экономики, технологическое обновление, развитие промышленного потенциала – концентрируются вокруг ключевой задачи по радикальному повышению производительности труда (по этому показателю Россия в среднем в 2,5–3 раза отстает от развитых стран, особенно – в сфере обрабатывающих производств). Сохраняет актуальность обозначенная и зафиксированная в указе Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» задача по созданию к 2018 году 25 млн новых (и модернизация существующих) высокопроизводительных рабочих мест (ВПРМ), которая не может быть решена в отрыве от решения проблемы обеспеченности ВПРМ кадрами необходимой квалификации.

Дефицит квалифицированных кадров на протяжении ряда лет входит в перечень основных сложностей, мешающих экономике регионов динамично развиваться. Данная проблема актуальна для бизнеса любого масштаба, но если у крупных предприятий в большинстве случаев есть ресурсы для ее решения, то среднему и малому бизнесу требуется системная поддержка в данном вопросе.

Вариантом такой конструктивной помощи может стать включение малого предпринимательства в проекты и программы, направленные на развитие практико-ориентированной (дуальной) модели подготовки кадров и переориентирование системы среднего профессионального образования на подготовку квалифицированных специалистов, востребованных бизнесом, составляющим основу экономики субъектов Российской Федерации.

При этом крайне важен комплексный подход к организации данных процессов. Малый бизнес должен иметь возможность:

- войти в регулируемую процедуру формирования количественного и качественного заказа на подготовку кадров и последующего размещения заказа в государственной системе профессионального образования;

- получить централизованную методологическую и практическую помощь для участия в механизмах дуального обучения специалистов, реализуемых на региональном и федеральном уровне при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации и автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов»;

- участвовать в независимой оценке качества подготовки кадров с применением таких инструментов, как профессионально-общественная аккредитацию образовательных программ, общественная аккредитация образовательных организаций, сертификация квалификаций.

При этом важным элементом в ходе подготовки квалифицированных кадров для малого и среднего бизнеса являются инфраструктурные изменения:

- при коротком периоде обучения – создание в регионах и муниципалитетах специализированных центров компетенций, отраслевых многофункциональных образовательных центров, действующих в формате государственно-частного партнерства;

- при длительном периоде подготовки – создание учебных центров на площадках предприятий: дуальная модель (кооперация крупного и малого бизнеса: крупные предприятия готовят кадры для себя «с запасом», обеспечивающим им возможность отбирать лучших из лучших и позволяющим обеспечить квалифицированными специалистами отраслевой рынок труда).

Учитывая специфику малого бизнеса, предлагается ключевую роль в организации работы по интеграции малого и среднего бизнеса в процессы развития практико-ориентированного обучения возложить на бизнес-объединения, способные консолидировать и представлять запросы отдельных групп предпринимателей. В свою очередь органы власти в субъектах Российской Федерации должны обеспечить условия для инициации такой работы и планомерного внедрения эффективных практик. Возможность реализации такой схемы взаимодействия подтверждается, в частности, опытом Пермского края, где реализация проекта по координации подготовки квалифицированных кадров производится в тесном сотрудничестве краевого Правительства, Торгово-промышленной палаты Российской Федерации и Пермской торгово-промышленной палаты.