Информационная поддержка малого и среднего предпринимательства

В России сформирована многоканальная система поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства с большим числом участников.

Функционирование такого широкого круга организаций с одной стороны позволяет охватить поддержкой максимальное количество предпринимателей и учитывать специфические нужды различных категорий субъектов малого и среднего предпринимательства, с другой снижает информированность предпринимателей о существовании таких программ, поскольку информация о них раскрывается с использованием большого количества информационных ресурсов.

Отдельные регионы имеют положительный опыт решения данной проблемы, выявленный в рамках пилотной апробации Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации, проведенного Агентством стратегических инициатив в 21 субъекте Российской Федерации. В большей степени качеством работы региональных властей по информированию бизнеса по вопросам поддержки и развития бизнеса удовлетворены предприниматели г. Москвы, Красноярского и Хабаровского края, а также Ульяновской и Калужской областей. Так, в г. Москве разработан интернет-портал, содержащий в доступном виде информацию о существующих инструментах поддержки, распространяются информационные буклеты в отделениях ФНС России, осуществляющих регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Проведенный Минэкономразвития России анализ показал, что одним из потенциально эффективных каналов информирования предпринимателей о программах поддержки малого и среднего бизнеса являются многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг (далее – МФЦ), создание которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

К настоящему времени в Российской Федерации создано более 1,2 тыс. МФЦ, осуществляющих деятельность в 83 субъектах Российской Федерации, к 2015 году услугами МФЦ должно быть охвачено не менее 90% населения. При этом более 90% действующих МФЦ осуществляют предоставление государственных и муниципальных услуг по запросам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В среднем в одном регионе МФЦ ежеквартально обрабатываю около 10 тыс. запросов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о предоставлении государственных и муниципальных услуг.

При этом одним из основных функционалов МФЦ является информирование и консультирование заявителей по вопросам оказания государственных и муниципальных услуг, который может быть задействован для информирования субъектов малого и среднего предпринимательства о существующих возможностях в сфере получения финансовой, имущественной, информационно-консультационной и иных видов поддержки в соответствии с государственными программами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также муниципальными программами.

Минэкономразвития России в соответствии с перечнем поручений Правительства Российской Федерации от 30 июня 2014 г. № ДМ-П36-4825 (пункт 9) разработана Концепция создания системы информационно-сервисной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее – Система).

Кроме того, реализуются проекты, направленные на интеграцию МФЦ и инфраструктуры институтов развития. В частности, ОАО «Сбербанк России» в рамках проекта по развитию небанковских сервисов в Центрах развития бизнеса предлагает помещения для размещения МФЦ, что позволяет донести информацию о государственной поддержке предпринимательства и основах государственного регулирования до наибольшего количества предпринимателей.

Актуальным направлением информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства также является развитие систем навигации по реализуемым мерам государственной поддержки и доведения данной информации до предпринимателей.

В настоящее время реализуется ряд мероприятий в данном направлении. Так, Агентство стратегических инициатив разработало новый раздел Инвестиционного портала регионов России «Меры государственной поддержки предпринимательской деятельности» (http://www.investinregions.ru/incentives).

Целью создания данного раздела является повышение уровня информированности субъектов малого и среднего предпринимательства об оказываемых инструментах государственной поддержки путем интеграции всей информации по международным, федеральным, региональным, отраслевым и иным мерам поддержки бизнеса в Российской Федерации.

На пилотном этапе на портале собраны все меры государственной поддержки федерального уровня, а также инструменты поддержки в 22 субъектах Российской Федерации.

Для дальнейшего развития сервисов необходимо расширение участия профильных федеральных и региональных органов власти, институтов развития и других заинтересованных организаций в части предоставления на регулярной основе на Инвестиционный портал регионов России информацию о мерах поддержки предпринимательской деятельности (в рамках своей деятельности).

В целях решения проблемы информационной поддержки малого и среднего предпринимательства функционирует Федеральный портал малого и среднего предпринимательства, однако его функционал требует доработки.

Для того чтобы портал стал информационной службой одного окна, доступной любому предпринимателю, необходимо поменять логику общения государства со своей целевой аудиторией в лице малого и среднего бизнеса, формируя структурированную информацию и ответы на интересующие предпринимателей вопросы.

Другой важной проблемой развития малых и средних предприятий, в особенности производственных, является отсутствие информации о возможности подключения к сетям инженерно-технического обеспечения и к другим видам инфраструктуры.

Для решения данной проблемы в субъектах Российской Федерации в рамках внедрения Регионального инвестиционного стандарта осуществляется создание единых многослойных интерактивных карт с указанием свободных мощностей (электросети, газ, вода, водоотведение, тепло), общих правил и стоимости присоединения с нанесением также на данные карты перспективных и действующих планов развития транспортной инфраструктуры (дороги, вокзалы, логистические центры и др.) и социальной инфраструктуры (образовательные учреждения, учреждения здравоохранения и культуры, достопримечательности). Однако реализация данной практики не везде идет качественно и равномерно.

В числе лучших практик по данному направлению является создание геоинформационной карты Республики Татарстан (http://investkarta.tatar.ru), на которой, кроме инвестиционных объектов и необходимой транспортной, энергетической, социальной, инженерной, коммунальной и телекоммуникационной инфраструктуры региона, представлены кадастровая карта республики, которая позволяет определить конкретный участок земли для инвестиционного проекта по кадастровому номеру, а также визуализированное представление источников подключения к энергоресурсам на конкретной территории Республики Татарстан с разбивкой по мощностям.