Сводные результаты мониторинга участников федеральной программы финансовой поддержки по форме «Анкета получателя поддержки»
Категория | Количество респондентов, ед. | Средний размер поддержки в 2011 г., тыс. руб. | Действуют на 01.01.2014 г., ед. | Выживаемость (доля предпринимателей, продолжающих действовать через 3 года после получения поддержки), % |
Индивидуальные предприниматели | 1 590 | 1 420 | 89,3% | |
Микро предприятия | 1 206 | 1 217 | 1 086 | 90,0% |
Малые предприятия | 2 027 | 90,8% | ||
Средние предприятия | 2 560 | 90,6% | ||
ИТОГО | 3 522 | 1 071 | 3 165 | 89,9% |
Более высокую стабильность проявляют субъекты малого и среднего предпринимательства, получившие микрозайм или поручительство гарантийного фонда, а также предприниматели, которым предоставлена имущественная поддержка в виде размещения в бизнес-инкубаторах и технопарках. Менее стабильны инновационные предприятия, получившие гранты на начало деятельности, а также субсидии на ее продолжение. Наибольшая выживаемость у предприятий, осуществляющих экспортную деятельность.
Наблюдается прирост объема заемных (кредитных) средств у микропредприятий и средних компаний, а также положительная динамика по росту среднесписочной численности сотрудников малых и средних компаний – опрошенных получателей поддержки и заметное увеличение налоговых отчислений, страховых взносов, уплаченных в бюджетную систему Российской Федерации со стороны представителей среднего бизнеса (см. Приложение 3).
В рамках федеральной программы финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства, реализуемой Минэкономразвития России, существуют определенные проблемы с доведением ресурсов до регионов и использованием субсидий. Требуется изменение базового подхода к распределению средств в рамках программы между регионами, поскольку 1 год, а фактически несколько месяцев, которые есть у регионов на непосредственную реализацию мер, заложенных в программе, – слишком короткий горизонт планирования. При этом часто регионы в условиях ограниченности времени, отведенного на подготовительные мероприятия, подают заявку на привлечение ресурсов по максимальному порогу, не привязывая их к конкретным потребностям регионов или существующим возможностям для их дальнейшего доведения до предпринимателей.
Согласно материалам, опубликованным Счетной палатой Российской Федерации по итогам экспертно-аналитического мероприятия «Анализ эффективности использования субъектами Российской Федерации субсидий в 2012 и 2013 гг. на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства (КФХ), а также обоснованности критериев, используемых при распределении между субъектами Российской Федерации указанных субсидий», в 2012 году доля не освоенных региональными властями средств достигала 38%, в 2013 году – 24%.
В целях решения указанных проблем с 2015 года при предоставлении и распределении субсидий из средств федерального бюджета на поддержку малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации в рамках программы поддержки, реализуемой Минэкономразвития России, будут использоваться новые подходы, ориентированные на учет потенциала для развития малых и средних предприятий и усиление финансовой дисциплины и ответственности органов власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 поручения Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалова от 29 июля 2014 г. № ИШ-П13-5655 Минэкономразвития России необходимо разработать и утвердить новую методику распределения субсидий субъектам Российской Федерации для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки развития малого и среднего предпринимательства.
Во исполнение указанного поручения, а также с учетом положений постановления Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. № 999 «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации» принято постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2014 г. № 1605 «О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства».
Новые правила предоставления субсидий позволят учитывать потенциал каждого субъекта Российской Федерации в секторе развития малого и среднего предпринимательства, проводить комплексную оценку эффективности использования средств федерального бюджета, финансировать приоритетные направления развития малого и среднего предпринимательства и оказывать сбалансированную поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, предусматривающую:
- создание новых субъектов малого предпринимательства;
- развитие действующих субъектов малого и среднего предпринимательства;
- создание и развитие технологической базы и компетенций;
- обеспечение субъектов малого и среднего предпринимательства необходимыми площадями и оборудованием.
Кроме того, в целях стимулирования инвестиционной активности субъектов малого и среднего предпринимательства и координации различных государственных мер поддержки малого и среднего бизнеса предлагается:
- проработать возможность создания механизма принятия субъектами Российской Федерации обязательств по направлению не менее 10% объема субсидий, полученных в рамках программы Минэкономразвития России (по соответствующим направлениям поддержки), на компенсацию затрат по лизинговым контрактам и кредитам, выданным в рамках программы ГК «Внешэкономбанк», реализуемой через ОАО «МСП Банк», для финансирования долгосрочных инвестиционных проектов.
Как уже отмечалось, в настоящее время результаты мер финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства не подтверждаются показателями развития малого и среднего предпринимательства как в целом по России, так и на уровне отдельных регионов. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2014 г. № 1605 «О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства» установлены показатели эффективности в привязке к мероприятиям программы финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства. Необходимо обеспечить сбор данных показателей и предусмотреть возможности корректировки программы в зависимости от достигаемого эффекта.
В рамках программы поддержки малого и среднего предпринимательства, реализуемой Минэкономразвития России, в субъектах Российской Федерации создана широкая сеть организаций, образующих инфраструктуру финансовой, информационно-консультационной и имущественной поддержки предпринимательской деятельности.
Дальнейшее развитие организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации, связано с решением следующих задач:
- формирование единых стандартов и требований к предоставлению услуг для субъектов малого и среднего предпринимательства;
- перенос акцента в сторону создания организаций, поддерживающих процессы импортозамещения, – в первую очередь организаций инфраструктуры поддержки в области инноваций и промышленного производства (региональные инжиниринговые центры, центры прототипирования, центры кластерного развития);
- организация системы мониторинга деятельности организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.