Управление государственной службой: виды и классификации

 

Государственная служба – это вид трудовой деятельности, заключающийся в практическом осуществлении государственных функций работниками государственного аппарата, занимающими должности в государственных учреждениях и получающими вознаграждение от государства за свой труд.

 

Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы

 

1. федерализм;

2. законность;

3. приоритет прав и свобод человека и гражданина;

4. равный доступ граждан к государственной службе;

5. открытость государственной службы и доступность общественному контролю;

6. профессионализм и компетентность;

7. взаимосвязь государственной и муниципальной службы;

8. защита государственных служащих от вмешательства в их деятельность.

 

Государственная служба создается для исполнения всего объема полномочий структур государственного аппарата. Она имеет многоцелевой функционально-деятельностный характер, призвана обеспечить реализацию государственно-управленческих задач и функций органов государственной власти.

В широком смысле, государственные служащие – это те, кто получают вознаграждение от государства. В узком смысле, государственные служащие – это персонал государственного аппарата. Государственный аппарат включает: структурное подразделение – это исполнительные органы; кадровое подразделение – это совокупность государственных служащих.

 

В мировой практике распространены 2 модели формирования государственного аппарата:

1. американская модель – для нее характерно взаимодействие между бизнесом и управлением: из бизнеса управленцы приходят на государственную службу, с государственной службы управленцы уходят в бизнес;

2. британская модель – из бизнеса управленцы не приглашаются, а готовятся в специальных университетах (поэтому они стали своеобразной элитой).

 

Государственная служба регулируется федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов РФ. Федеральный закон «О государственной гражданской службе» от 07.07.2004. «Табель о рангах» содержит классификацию чинов для государственных служащих, согласно которой существует 4 категории должностей: руководитель, помощник (советник), специалист, обеспечивающий специалист. Каждая категория состоит из 5 групп: высшие, главные, ведущие, старшие, младшие чиновники.

 

Структура государственной службы определяется конституционно-федеративным устройством государства и зависит от функционально-видовых особенностей деятельности государственных органов.

 

Виды государственной службы

 

I. Конституционно-федеративное устройство государства

1. государственные служащие федерального уровня

2. государственные служащие субъектов РФ

II. Функционально-видовые особенности деятельности государственного органа

1. по принципу разделения власти:

  • представительная (законодательная) – парламентские госслужащие;
  • исполнительная – правительственные госслужащие;
  • судебная – госслужащие, занятые в судебных органах.

2. по выполняемым функциям (полномочиям):

  • общая (общеадминистративная)

а) президентская государственная служба

− аппарат Президента;

− аппарат главы субъекта РФ.

б) парламентская государственная служба

− аппарат законодательной власти федерального уровня;

− аппарат законодательной власти субъекта РФ.

в) правительственная государственная служба

− аппарат исполнительной власти федерального уровня;

− аппарат исполнительной власти субъекта РФ.

г) исполнительная государственная служба

− органы исполнительной власти федерального уровня;

− органы исполнительной власти субъекта РФ.

  • специализированная (особые полномочия, которые регулируются специализированными нормативно-правовыми актами)

а) дипломатическая государственная служба

б) налоговая государственная служба

в) правозащитная государственная служба (при уполномоченном по правам человека)

г) контрольно-надзорная государственная служба

д) финансово-кредитная государственная служба

е) избирательная государственная служба

ж) альтернативная государственная служба

3. по специальным функциям:

  • правоохранительная государственная служба

а) госслужащие аппаратов органов суда – судебная государственная служба

б) госслужащие органов прокуратуры – прокурорская государственная служба

в) госслужащие, занятые в органах внутренних дел – милицейская государственная служба

г) госслужащие таможенных органов – таможенная государственная служба

д) госслужащие, занятые в органах Федеральной службы безопасности – государственная служба безопасности

е) госслужащие органов внешней разведки – государственная разведывательная служба

ж) госслужащие органов юстиции – государственная служба юстиции

з) госслужащие нотариатов – государственная нотариальная служба

  • военная государственная служба

а) госслужащие в составе частей и учреждений вооруженных сил

4. по особым специальным функциям:

  • военизированная государственная служба

а) охранная государственная служба – личные явные охранники, скрытые охранники

б) пожарная государственная служба

в) фельдъегерская государственная служба

г) государственная служба правительственной связи

д) спасательная государственная служба

е) государственная служба по чрезвычайным ситуациям

ж) казачья государственная служба

 

Система органов государственной службы включает: Совет по вопросам государственной службы при Президенте РФ в качестве федерального органа, Кадровые комиссии субъекта РФ в качестве органов по вопросам государственной службы субъектов РФ, кадровые службы государственных органов, Академия государственной службы (занимается мониторингом деятельности государственных служащих).

На основе общегосударственной кадровой политики для всей системы государственной службы РФ в каждом государственном органе разрабатывается своя конкретная кадровая политика. Это политика проводится через аппарат, его структуры и персонал.

Общее руководство кадровой деятельностью государственных органов осуществляют их руководителя — Президент РФ, Председатель Правительства РФ, председатели палат Парламента РФ, председатели судов РФ, министры и другие руководители федеральных органов власти, а на региональном уровне руководители субъектов РФ, главы законодательной и исполнительной власти.

Назначение на должность государственного служащего проходит на конкурсной основе, кроме тех должностей, на которые назначает Президент. С каждым госслужащим заключается контракт, в котором регулируются все аспекты его службы.