Роспись тканей

Далеко не всегда выпускаемая промышленностью ткань обладает необходимыми для данной декорации или костюма качествами. Обогащение фабричных материалов и создание различных имитаций производится в театральных мастерских мастерами художественной обработки тканей. Приемы обработки ткани для сцены определяются стилем эпохи, своеобразием художественного замысла постановки, жанровыми особенностями спектакля. Рисунок, фактура, цвет являются основными компонентами, определяющими характер ткани. Театральная ткань может быть обобщенной и подробно разработанной, графичной и живописной, похожей на бытовую и ярко театрализованной. Специфические требования к масштабу рисунка и рельефности фактуры предъявляет жанр спектакля, удаленность игровой площадки от зрителей. При больших расстояниях рисунок и фактура должны быть более подчеркнуты и укрупнены, чем в театрах малой вместимости, с минимальной удаленностью.

Ассортимент тканей, обогащенных художественной обработкой, охватывает многие виды хлопчатобумажной, льняной, шелковой групп, а также некоторые синтетические ткани и пленки. Здесь широко используются крупнофактурные ткани — мешковина, холст, тарная ткань, технические и полотенчатые ткани — вафельные и махровые. Мелкозернистые — мадаполам, бязь, атлас, шелк. Ворсовые — бархат и полубархат, байка, молескин, пионерсукно. Прозрачные и полупрозрачные — тюль, марля, газ, перфоль, целлофан. Не менее разнообразны и материалы, применяемые для росписи тканей: анилиновые, масляные и типографские краски, металлические порошки, поталь, тушь, рельефная паста, эмульсия ПВА и многие другие.

Технология обработки тканей приобретает иногда свои специфические особенности, определяемые назначением ткани. Ткани, предназначенные для драпировок, скатертей и других элементов декорационного оформления, не нуждаются в особых приемах закрепления краски или аппликации. А для тканей, идущих на шитье костюмов, серьезной проблемой является стойкость красителей в процессе стирки. Наибольшей прочностью в этом отношении обладают тонкотертые типографские краски, особенно если костюм не подвергается кипячению и стирается без применения соды.

Прочность закрепления анилиновых красителей зависит от принадлежности их к той или иной группе и от способа нанесения их на ткань. Из всех анилинов самые стойкие — прямые красители, предназначенные для окраски хлопчатобумажных тканей. Для увеличения стойкости анилины разводят в горячей воде и кипятят в течение 5— 10 мин, исключая краситель основной группы — аурамин. В кислотные и основные красители на каждый литр воды добавляют 30—40 мг уксусной кислоты.

Все анилины, наносимые в холодном виде кистями, пульверизацией, особенно на хлопчатобумажные ткани, не только линяют при стирке, но могут долгое время пачкать. Кроме того, они больше всего подвержены выцветанию. Утюжка через мокрую тряпку несколько повышает стойкость красок, но не гарантирует сохранение цвета после стирки. Единственным способом в условиях театра, сохраняющим анилиновые росписи, является чистка изделий в бензине. Обработка тканей тушью дает в этом отношении лучшие результаты, но тушь дорога и имеет ограниченную градацию тонов.

Хорошо переносит стирку рельефная паста. Приготовленная на хорошем лаке, она прочно схватывается с тканью, не выцветает, не осыпается и не боится воды. Для работы по тканям, подлежащим стирке, масляные и литографские краски лучше всего разводить на натуральной олифе с добавлением сиккатива или масляного лака. Стирать обработанные этими красками изделия можно только через два-три месяца.

Бронзовые и алюминиевые порошки с этой же целью разводят на масляном лаке с сиккативом и скипидаром или замешивают на клее БФ-2.

Роспись по трафарету является наиболее распространенным способом художественной обработки тканей. Трафарет применяется для нанесения различных орнаментов и фактур. Трафареты вырезаются из плотной бумаги, загрунтованной олифой, сиккативом или скипидаром и покрытой с обеих сторон масляным лаком. Ткани, предназначенные для изготовления декораций, трафаретятся в сшитом виде, растянутыми на полу. Обивку мебели лучше трафаретить по готовым купонам, т. е. раскроенным деталям— спинке, сиденью и пр. Трафаречение ткани для костюмов производится по нераскроенным кускам.

В трафаретных работах используются анилиновые, масляные и литографские краски, порошки бронзы и алюминия. В зависимости от задания применяют различные приемы трафарета — с последующей пульверизацией, росписью от руки, сдвигом раппорта и т. д.

Ручная роспись анилиновыми красителями производится акварельными кистями по ткани, смоченной водой. Анилины, нанесенные на мокрую поверхность, при высыхании светлеют, поэтому выбранные тона проверяются на пробном куске. Если растекание краски не желательно для данного вида росписи, в нее добавляют немного заваренного крахмала или рыбьего клея — траганта.

Наилучшие результаты анилиновая роспись дает на тонких и шелковых тканях. Плотные и особенно ворсистые ткани подлежат обязательному обезжириванию — выварке в содовом растворе. Эти ткани преимущественно расписываются масляными или литографскими красками. Они наносятся на ткань очень тонким слоем, путем втирания полусухой щетинной кистью.

Рельефная паста выпускается промышленностью в готовом виде. Однако цветовая палитра готовых паст не всегда удовлетворяет потребности театра. Поэтому художники часто изготавливают ее сами. В состав пасты входят процеженные через марлю литопонные белила, белая или цвета слоновой кости эмаль, живописный или масляный лак, натуральная олифа. На 1 кг литопонных белил берется по две столовые ложки краски, лака и олифы. Для получения цветной пасты в нее добавляют литографские или масляные краски.

Паста наносится на ткань при помощи фунтика, свернутого из кальки или целлофана. Наиболее удобные фунтики получаются из куска кальки размером 8×15 см. Свертывают фунтики вокруг указательного пальца так, чтобы острый конец делил длинную сторону заготовки на части, равные примерно 9 и 6 см .

Боковая кромка свернутого фунтика должна находиться посередине, а острый конец не иметь отверстия. Приготовленный фунтик не более чем на одну треть заполняют пастой, после чего верх заворачивается в сторону, противоположную наружному обрезу кальки. Острый конец срезается ножницами. Размер отверстия определяет толщину линии выдавливаемой пасты. Рельеф линии регулируется скоростью движения фунтика и плотностью его прижимания к ткани.

При помощи рельефной пасты производятся самые разные имитации вышивки шерстью, бисером, крестом, золотошвейной работы, кружева, парчи и многих других.

Для получения кружев пасту наносят на газ, марлю, тюль. Сначала рисунок обводится тонкой линией, а затем производится штриховка, имитирующая нитки кружев. Декоративные кружева с укрупненным рисунком сначала трафаретят, а затем обводят рельефной пастой. В качестве трафарета могут использоваться настоящие кружева крупного плетения. Качество имитации зависит от тонального отношения рисунка и фона. Чем плотнее ткань, на которой производится имитация, тем она должна быть темнее, создавая впечатление прозрачности.

 

Золотошвейные работы имитируются пастой с последующей присыпкой порошка бронзы. После высыхания пасты излишки бронзы удаляются щеткой. Внутренняя плоскость орнамента для усиления эффекта и сохранения эластичности ткани покрывается тонкими штрихами с присыпкой более зернистым порошком или мелко настриженной мишурой.

Паста обладает хорошими клеющими способностями. Поэтому на ней можно делать самые разнообразные присыпки: мелко нарубленную цветную шерсть, трикотаж, нитки для имитации вышивки шерстью; горошины, окрашенные алюминием или перламутровым нитролаком для жемчуга, бронзированным рисом в золотом шитье и т. д. и т. п.

Широко применяется паста и в имитации парчи. Основой для парчи служат покрашенные в основной тон плотные и легкие шелковые ткани — атлас, саржа, хлопчатобумажные — тарная ткань, тюль, марля. Разнообразие фактуры достигается штриховкой в разных направлениях, нанесением рельефных точек, присыпкой металлических порошков, потали, бархатного ворса, стриженой пряжи и т. п.

Все виды обработки рельефной пастой производятся на туго натянутой ткани. Плотные ткани прибиваются к столу, а прозрачные — тюль, газ, марля — натягиваются на рамы и обрабатываются на весу, иначе паста, пройдя сквозь материал, приклеит его к поверхности стола или пола. Роспись тканей пастами весьма трудоемка, и поэтому применяется главным образом для обработки малометражных изделий.

Тиснение производится как по хлопчатобумажным, так и по шелковым тканям. В отличие от байки, молескина и других ворсистых хлопчатобумажных тканей, шелковый бархат и плюш хорошо заглаживаются чистой водой, без добавления клеющих веществ. Покрашенный в нужный цвет материал растягивается на столе и заглаживается жесткими щетками и кистями через трафарет. Заглаженные части становятся гладкими и блестящими, а незаглаженные остаются матовыми, ворсистыми. Тонирование и подкраска тисненого бархата осуществляется добавлением в воду анилина или пульверизацией.

Тиснение от руки выполняется главным образом по плюшу. На растянутый плюш углем наносят рисунок и жесткой кистью, смоченной в воде, укладывают ворс в разных направлениях. Этим способом изготавливают декоративные панно, ковры, занавесы и другие изделия с орнаментальной или сюжетной композицией.

Батиком называют старинный восточный способ анилиновой росписи тканей. Суть этого способа заключается в изоляции части ткани водонепроницаемым составом и росписи незакрытых поверхностей. Анилин прокрашивает ткань насквозь и дает яркие сочные тона. Для работы по этой технологии пригодны только- легкие шелковые ткани — шифон, туаль, штапель и пр.

Роспись тканей батиком производится горячим и холодным способом. Для горячего батика водонепроницаемый состав приготавливается из парафина, воска и вазелина. Разогретый состав наносится кистью, ножом или специальными штифтами на те части рисунка, которые не покрываются росписью и должны сохранить цвет ткани. Остальной рисунок или орнамент прописывается кистью. Для того чтобы краска лучше растекалась по ткани, в нее добавляют 50% спирта или денатурата. После высыхания первого покрытия можно закрыть составом другую часть орнамента, прописать ткань еще раз. Готовую ткань кладут между двумя листами мягкой, хорошо впитывающей масла бумаги и проглаживают горячим утюгом. Воск, парафин переходят с ткани на бумагу. После этого ткань прополаскивают в бензине для окончательной очистки.

Горячий батик в театральном производстве почти не применяется. Чаще пользуются холодным способом. Водонепроницаемая смесь приготавливается из резинового клея, бензина и очень маленького количества парафина. Она должна быть достаточно жидкой, чтобы ее можно было вытянуть ртом в стеклянную трубочку. Наполненной смесью трубочкой обводят контуры тех частей орнамента, которые должны быть закрашены. Тонкий белый валик не дает краске растекаться за пределы обведенного контура. После работы обводку снимать не нужно — бензин выдыхается сам по себе, оставляя незаметными следы резинового клея.