ГЛОССАРИЙ

 

Адаптация — приспособле­ние строений и функций организмов к условиям существования.

Администрация — составная часть управленческой деятельности, за­нимающаяся: выработкой корпоративной политики; координаци­ей финансов; производством, распределением и установлением границ организации и верховного контроля администратора и т. д.

Альтернатива — 1) необхо­димость выбора между взаимоисключающими возможностями; 2) каждая из исключающих друг друга возможностей.

Аспект — точка зрения, с которой рас­сматривается предмет, явление, понятие.

Бюрократия (от фр. bureaucratic < bureau бюро, канцелярия + гр. kratos власть, господство) — букв. господство канцелярии — 1) тип орга­низации, для которой характерно специализированное распределе­ние труда, четкая управленческая иерархия, правила и стандарты, показатели оценки работы, принципы найма, основывающиеся на компетенции работника; 2) орган государства, организационно оформленный в виде аппарата чиновничества.

Вербальная информация — информация, получаемая из радио-, те­лепередач, от потребителей, поставщиков, конкурентов, на тор­говых совещаниях, в профессиональных организациях, от юрис­тов, бухгалтеров и финансовых ревизоров, консультантов.

Восприятие — единство процессов отбора и систематизации посту­пающей из окружения информации, каждый из которых осуще­ствляется как в соответствии с общими закономерностями, так и под влиянием индивидуальных особенностей личности.

Государственное управление — исследование и практика выработки и реализации государственной политики, осуществляемой в ин­тересах общества в целом или отдельных его групп.

Государственные должности — должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных госу­дарственных органов, и должности, устанавливаемые конститу­циями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государствен­ных органов субъектов Российской Федерации.

Государственная гражданская служба — вид государственной служ­бы, представляющей собой профессиональную служебную дея­тельность граждан Российской Федерации на должностях госу­дарственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государ­ственных органов, государственных органов субъектов Россий­ской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (включая нахож­дение в кадровом резерве и другие случаи).

Государство — это система государственных органов федерального, регионального и местного уровней.

Государственный орган — это система государственных должностей, замещаемых государственными служащими.

Гражданский служащий — гражданин Российской Федерации, взяв­ший на себя обязательства по прохождению гражданской службы.

Группа — двое или более людей, взаимодействующих друг с другом таким образом, что каждый из них одновременно и оказывает влияние на другого, и испытывает его влияние.

Группы формальные — это группы, созданные по воле руководства для организации производственного процесса.

Делегирование ответственности — передача подчиненным права при­нятия определенных решений или права на решение определен­ных проблем.

Делегирование полномочий — передача подчиненным власти в при­нятии решений и в осуществлении тех или иных действий, права использовать ресурсы организации для выполнения делегирован­ных им задач.

Децентрализация — передача функций управления от центральных органов власти местным органам, расширение круга полномочий нижестоящих органов управления за счет вышестоящих.

Децентрализация управления — передача прав, функций и ответ­ственности с верхних уровней управления на нижние.

Дилетантизм — непрофессионализм, любительство, занятие каким-либо искус­ством или наукой без специальной подготовки; поверхностное знакомство с какой-либо областью науки или искусства.

Задача — определенная работа, серия работ или часть работы, кото­рая должна быть выполнена заранее установленным способом, в заранее ограниченные сроки.

Иерархия (гр. merarchia < hieros священный + arche власть) — 1) рас­положение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему; 2) расположение служебных званий, должностей в по­рядке их подчинения (иерархическая лестница).

Квалификационные требования к должностям гражданской служ­бы — требования к уровню профессионального образования, ста­жу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Комитет — группа внутри организации, которой делегированы пол­номочия какого-либо задания или комплекса заданий.

Комитет постоянный — перманентно действующая группа внутри организации, имеющая конкретную цель.

Коммуникабельность — способность, склонность к коммуникации, к установлению контактов и связей.

Коммуникации — процесс обмена информацией, ее смысловым зна­чением между двумя или более людьми.

Коммуникации неформальные — обмен слухами между людьми.

Коммуникационный стиль — это способ, с помощью которого индивид предпочитает строить отношения по данному поводу с другими. Знание стилей помогает определить то, как себя вести с этим сти­лем, и что можно ожидать от поведения, связанного с этим стилем.

Контекст — законченный в смысловом отношении отрывок письменной или устной речи, необходимый для определения смысла отдельного входящего в него слова или целиком фразы.

Контроль — процесс, проверка того, как данная организация осуще­ствляет свои цели, и корректировки ее действий, состоящий из трех этапов: постановка задач для исполнения; проверка реаль­ного исполнения задач; решение проблем, если исполнение не соответствует поставленным задачам. Является одной из функ­ций управления.

Конфликт — отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами. Каж­дая сторона делает все, чтобы принята была ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать тоже самое. Конфликт (лат. conflictus столкновение) — столкновение противоположных инте­ресов, взглядов; серьезное разногласие, спор.

Конфликт интересов — ситуация, при которой личная заинтересо­ванность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и закон­ными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Рос­сийской Федерации или Российской Федерации, способное при­вести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.

Концепция — 1) система взглядов, то или иное пони­мание явлений, процессов; 2) единый, определяющий замысел, ведущая мысль какого-либо произведения, научного труда и т. д.

Кооперация — форма организации труда, при которой большое число людей совместно участвует в одном или в разных, но связанных между собой процессах труда.

Корпорация — широко распространенная в развитых странах форма организации предпринимательской деятельности, предусматри­вающая долевую собственность, юридический статус и сосредо­точение функций управления в руках верхнего эшелона профес­сиональных управляющих (менеджеров), работающих по найму. Корпорации могут быть как государственными, так и частными. Юридический статус корпорации предопределяет систему нало­гообложения их прибылей. В отличие от партнерств и индиви­дуальных деловых предприятий, чьи доходы облагаются по ставке индивидуального подоходного налога, прибыли корпорации об­лагаются налогом на прибыль, который, как правило, отличает­ся от подоходного налога как по величине ставок, так и по набо­ру льгот и вычетов из налоговой базы (дохода, подлежащего на­логообложению) или налоговых обязательств.

Лидер — глава, руководитель политической партии, профсоюза и т. д.

Личность — характеристики отдельного человека и его поведения, ко­торые сгруппированы таким образом, что отражают уникальный характер приспособления данного лица к окружающей среде.

Личная заинтересованность гражданского служащего — возмож­ность получения им при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо нату­ральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосред­ственно для гражданского служащего, членов его семьи, а также для граждан или организаций, с которыми гражданский служа­щий связан финансовыми или иными обязательствами.

Модель — представление объекта, системы или идеи в некоторой форме, отличной от самой целостности.

Мотивации — психологические стимулы, которые дают действиям людей цели и направления. Эти стимулы происходят из нас са­мих. Но если мы говорим о руководителях, «мотивирующих» других, мы говорим о путях, которыми они фокусируют челове­ческие мотивации на достижение целей организации. Мотива­ции — процесс создания у членов организации внутреннего по­буждения к действиям для достижения целей организации в со­ответствии с делегированными им обязанностями и сообразно с планом. Одна из функций управления.

Навык — умение, выработанное упражнениями, привычкой.

Организация — 1) группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей; 2) со­ставная часть управленческой деятельности, представляющая собой процесс, таким образом комбинирующий труд, выполняе­мый индивидами или группами людей, наделенных качествами, необходимыми для его выполнения, что обеспечиваются наилуч­шие каналы эффективного, систематического, позитивного и ско­ординированного приложения знаний работников. Организация — процесс распределения работы среди сотрудников или групп со­трудников и координация их деятельности.

Организация неформальная — группа в составе формальной орга­низации, которая возникает спонтанно и где люди вступают во взаимодействие друг с другом достаточно регулярно. Организа­ция неформальная — спонтанно образовавшаяся группа людей, которые вступают в регулярное взаимодействие для достижения определенной цели.

Планирование — процесс определения целей и путей их достижения. Одна из функций управления.

Профессия — основа связи индивида с другими людьми, способ его социализации, а также средство самоутверждения в обществе.

Подразделение — составная часть организации, выполняющая спе­цифические конкретные задания и добивающаяся конкретных специфических целей в рамках организационных целей.

Политика — общие ориентиры для действий и принятия решений.

Полномочия — ограниченное право использовать ресурсы организа­ции для выполнения делегированных задач.

Потребность — внутреннее состояние психологического или функ­ционального ощущения недостаточности чего-либо.

Правила — указания, что следует делать в конкретной ситуации.

Принцип — 1) основное, исходное положение какой-либо теории, учения и так далее; руководящая идея, основное правило деятельности; 2) внутреннее убеждение, взгляд на вещи, определяющие норму поведения; основа устрой­ства, действия какого-либо механизма, прибора, установки. Прин­ципы — устойчивая форма проявления системы ценностей и во­площения верований в виде определенных стандартов поведения.

Решение организационное — выбор, который должен сделать руко­водитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные зани­маемой им должностью. Цель организационного решения — обес­печение движения к поставленным перед организацией задачам. Наиболее эффективным организационным решением является выбор, который будет реализован и внесет наибольший вклад в достижение конечной цели.

Система — 1) множество закономерно связанных друг с другом элементов (предметов, явлений, взглядов и т. д.), представляющее собой определенное целостное образование, единство; 2) порядок, обусловленный планомерным, правильным расположением час­тей в определенной связи, строгой последовательностью дей­ствий; принятый, установившийся распорядок чего-либо; 3) фор­ма, способ организации чего-либо; 4) совокупность хозяйствен­ных единиц, учреждений, родственных по своим задачам и организационно объединенных в единое целое.

Система управления — состоит из субъекта и объекта управления; субъект управления — тот, кто управляет, объект — кем управляют.

Ситуация — конкретный набор обстоятельств, которые сильно влия­ют на организацию в данное конкретное время.

Служебный контракт — соглашение между представителем нанима­теля и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Служебным конт­рактом устанавливаются права и обязанности сторон.

Социализация — процесс включения человека в организационное окружение, который в равной мере зависит как от характеристик этого окружения, так и от характеристик самого человека.

Социально-психологическая адаптация — приспособление лично­сти к условиям социальной сферы

Стандарты — конкретные цели, прогресс в отношении которых под­дается измерению.

Статус — правовое положе­ние, состояние.

Стимул— побуждение к действию, побудительная причина.

Тактика — конкретные краткосрочные стратегии.

Управление — свойство систем различной природы сохранять свою целостность, структурное единство и добиваться достижения поставленных целей.

Управленческий потенциал (возможности) — объем работы, с которым может справиться общее руководство. Адекватность возможностей зависит от того, как реагирует общее руководство на возникающие проблемы. Например, при управлении по исключениям, если ме­няются внешние условия, требуется намного меньшее число руко­водителей, чем при резкой смене стратегии организации.

Цели — конкретные конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться группа, работая вместе.

Ценности — набор стандартов и критериев, которым человек следует в своей жизни; общие убеждения, вера человека по поводу того, что хорошо и что плохо, или что безразлично в жизни.

Централизация — 1) сосредоточение чего-либо в одном месте, в од­них руках, в одном центре; 2) условие, при котором право прини­мать наиболее важные решения остается за высшими уровнями управления.

Эволюция — процесс изменения, раз­вития