Дидактическая система К. Д. Ушинского

В России цельную дидактическую систему разработал педагог Константин Дмитриевич Ушинский (1824—1870). Стержнем его педагогической системы стали требования демократизации образования и обучения, идея народности воспитания, признания творческой силы трудового народа и его прав на образование. Ушинский отмечал: «Если пе­дагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его во всех отношениях». Он показал, что знать человека во всех отношениях — это значит изучить его физические и психические особеннос­ти. Ушинский мечтал о таком времени, когда педагог бу­дет не только учителем, но и психологом. В своем капи­тальном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (1868—1869) он дал анализ психологических механизмов внимания, интереса, памяти, воображения, эмоций, воли, мышления, обосновал необходи­мость их учета в процессе обучения. Особое внимание об­ратил на влияние непреднамеренного воспитания, влияния общественной среды, «духа времени», его культуры и пере­довых общественных идеалов. Цель воспитания, по Ушинскому, — формирование активной и творческой личнос­ти, подготовка человека к физическому и умственному тру­ду как высшей форме человеческой деятельности.

Проблемы нравственного воспитания представлены у Ушинского как общественно-исторические. В нравствен­ном воспитании он отводил одно из главных мест патри­отизму, который исключает шовинизм, требует воспитания гражданского долга — «высказать смелое слово истины» против гнета и насилия. Его система нравственного воспи­тания ребенка исключала авторитарность, она строилась на силе положительного примера, на разумной деятельности ребенка. Он требовал от учителя развития активной любви к человеку, создания атмосферы товарищества. (Вот где корни педагогики сотрудничества.)

Новой педагогической идеей Ушинского была поста­новка перед учителем задачи научить учеников учить­ся: «...Следует передать ученику не только те или иные познания, но и развить в нем желание и способность са­мостоятельно, без учителя, приобретать новые позна­ния».

Ушинский утвердил принцип воспитывающего обуче­ния, который представляет собой единство обучения и воспитания: «Воспитание должно действовать не на одно увеличение запаса знании, но и на убеждения человека». Таким образом, К. Д. Ушинский по праву считается ос­новоположником научной педагогики в России.

Педагогические принципы К. Д. Ушинского

1. Обучение должно строиться с учетом возрастных и психологических особенностей развития ребенка. Оно дол­жно быть посильным и последовательным.

2. Обучение должно строиться на основе принципа на­глядности и т.д.

Особенности педагогической системы школьного образования в послереволюционной России

 

В послереволюционной России строительство системы школьного образования шло в течение почти десятилетия. В декабре 1917 года специальным постановлением Совета Народных Комиссаров все учебные заведения были пере­даны Народному комиссариату просвещения. В его дея­тельности большую роль сыграли А. В. Луначарский и Н. К. Крупская.

В 1920 году Наркомпрос опубликовал учебный план единой советской школы, который имел отличительные особенности по сравнению с учебными планами в дорево­люционной России:

•разносторонний состав учебных предметов, включа­ющий гуманитарные, физико-математические и естествен­ные науки;

• большое количество учебных часов на язык и лите­ратуру, математику и естественные науки;

• значительное количество часов на физическое воспи­тание.

В дальнейшем учебные планы советской школы мно­гократно перерабатывались, однако эти характерные чер­ты оставались неизменными. В середине 20-х годов были попытки введения комплексных программ: весь объем знаний был преподнесен в виде единого комплекса сведений о природе, труде и человеческом обществе. Таким образом, пытались заполнить разрыв между различными школьны­ми предметами и соединить обучение с жизнью и практи­кой. Вводились новые методы и приемы обучения. Шко­ла имела две ступени: начальную и среднюю, которые в разные годы имели разную продолжительность. [3]

В 1930 году было объявлено о всеобщем обязатель­ном начальном обучении. Ряд постановлений ЦК ВКП(б) в 30-е годы четко определил требования к общеобразова­тельной школе: обеспечить высокий уровень знаний, поли­техническое обучение в тесной взаимосвязи с прочным ус­воением основ наук. Было указано, что основной формой организации учебной работы должен стать урок «с данной группой учащихся со строго определенным расписанием занятий и твердым составом учащихся» при четком оп­ределении продолжительности и структуры учебного года.

Школа была ориентирована на образование информа­ционного типа, продуцирующее знания, умения, навыки. С помощью образования решались острые социальные про­блемы: сначала обучение всех граждан грамоте, затем — повышение уровня образованности населения, подготовка профессиональных кадров для всех отраслей производства и культурной сферы.[4]

Школе был четко сформулирован социальный заказ: воспитание человека определенного типа. Это определило жесткую нормативно-охранительную систему воспитания: введение единой детской организации (пионерской), идео­логизация воспитательной и учебной работы.

Педагогическая теория 1920—30-х годов в России име­ла ряд характерных особенностей: основная педагогичес­кая идея того времени — идея трудовой школы, основан­ной на принципах политехничности и индустриализации.

Политехнический принцип заключается в том, что тру­довые занятия любого специального вида являются сред­ством изучения общих основ производства. Наибольшее развитие принцип политехничности получил в трудах Н.К. Крупской.

«Трудовая школа есть орудие выработки нового чело­века и новой культуры пролетариата, основанной на условиях общественного труда», — писал П.П. Блонский, обо­сновывая принцип индустриализации, понимаемый как тес­ная связь школы непосредственно с производством. Эти идеи нашли отражение в создании нового типа школ, так называ­емых ФЗУ. Школы фабрично-заводского ученичества стави­ли своей целью подготовку квалифицированных рабочих для промышленности и транспорта. В учебные планы ФЗУ наряду со специальными дисциплинами включали общеоб­разовательные дисциплины, и учащиеся получали образова­ние в объеме школы-семилетки.

Трудовое воспитание считалось важнейшей частью пе­дагогической практики.

С. Т. Шацкий отмечал: «Центром, основой педагогичес­кой работы является детский труд, существенно отличаю­щийся от взрослого тем, что он должен быть общеобразо­вательным». Вопросы трудового воспитания рассматрива­лись в трудах А. С. Макаренко.

Другой важной проблемой педагогической теории была организация и воспитание детского коллектива. Чувство коллективизма, по мнению Н.К. Крупской, — основа нравственного воспитания. Общественно полезная работа детей в коллективе должна и может стать эффективным средством воспитания при условии хорошей организации, соответствия работы знаниям и умениям детей. Вопросы формирования детского коллектива и творческой целеуст­ремленной личности разрабатывались в трудах практичес­ки всех крупных ученых — педагогов того времени.