Педагогическая система Генриха Песталоцци – XIX век.

Идеи Руссо получили дальнейшее развитие и прак­тическое воплощение в трудах швейцарского педагога Генриха Песталоцци (1746—1827), который утверждал, что цель обучения — в развитии человечности, в гармо­ническом развитии всех сил и способностей человека. Он считал, что воспитание должно быть природосообразным: оно призвано развивать присущие человеческой природе духовные и физические силы в соответствии со свойственным ребенку стремлением к всесторонней де­ятельности. Главная заслуга Песталоцци в том, что он является одним из основоположников дидактики на­чального обучения. Его теория элементарного образова­ния включает умственное, нравственное, физическое и трудовое воспитание, которое осуществляется в тесной связи и взаимодействии, чтобы в итоге получить гармо­нично развитого человека. Его идею развивающего обу­чения К.Д. Ушинский называл великим открытием. Песталоцци разработал методику обучения детей счету, измерению и речи, расширил элементарные сведения обучения, включив в него сведения из геометрии, геогра­фии, а также рисование, пение и гимнастику.

Генрих Песталоцци в своем сочинении «Лингард и Гертруда» развивал идеи о гуманном характере воспи­тания, доброжелательном отношении к детям, привитии им сочувствия и сострадательности к людям как осно­вы их нравственного развития. В практической педаго­гической деятельности Песталоцци пытался соединить обучение и воспитание детей с организацией их посиль­ного труда, использовал воспитательную роль детского сообщества, получившего впоследствии название воспи­тательного коллектива, для нравственного формирова­ния своих питомцев.

Педагогические принципы Г. Песталоцци таковы.

1. Всякое обучение должно основываться на наблюде­нии и опыте и лишь затем подниматься к выводам и обобщениям.

2. Процесс обучения должен строиться путем последо­вательного перехода от части к целому.

3. Основой обучения является наглядность. Без приме­нения наглядности нельзя добиться правильных представ­лений, развития мышления и речи.

4. Необходимо бороться с вербализмом, «словесной рас­судочностью образования, способной формировать только пустых болтунов» и т.д.