Движение народников
Буржуазные реформы предоставили обществу определенную свободу и вызвали небывалый подъем общественной активности. Реформы породили новую социальную группу – разночинцев (выходцы из разных сословий общества, люди «разного чина»). Радикальный настрой молодежи не могли удовлетворить медленные и половинчатые с их точки зрения преобразования Александра II. Им хотелось большего. Сознание разночинцев было проникнуто социалистической идеологией. Ее вдохновителями были А.И. Герцен, Н.П. Огарев и Н.Г. Чернышевский, основатели «общинного социализма», названного так потому, что идеал справедливости они увязывали с существованием русской крестьянской общины.
В 1861 г. группой разночинцев (Н.А. Серно-Соловьевич, М.Л. Михайлов, Н.Н. Обручев, А.А. Слепцов) была создана тайная организация «Земля и воля» (1861-1864). Велась подготовка к восстанию, назначенному на 1863 г., когда истекал срок заключения уставных грамот. После ареста руководителей организации и провала плана вооруженного восстания, «Земля и воля» в 1864 г. самораспустилась.
Правительственные репрессии, аресты среди интеллигенции радикализировали общественные настроения. 4 апреля 1866 г. студент Д.В. Каракозов из подпольной организации ишутинцев совершил неудачное покушение на Александра II. В 1869 г. С.Г. Нечаев создал в Петербурге организацию «Народная расправа», призывавшую студенческую молодежь готовить восстание и использовать любые средства в борьбе с правительством. За несогласие с методами С.Г. Нечаева был убит один из членов этой организации студент Иванов.
На рубеже 1860-1870-х гг. в среде разночинной интеллигенции, считавшей своим долгом служение народу, сложилась народническая идеология. Народники полагали, что благодаря крестьянской общине («ячейке социализма») и качествам крестьянина-общинника («революционера по инстинкту», «прирожденного коммуниста») Россия сможет прямо перейти к социалистическому строю. Среди народников сложилось два направления: революционное и либеральное.
Революционные народники. Основные идеи революционных народников: капитализм в России насаждается «сверху» и на русской почве не имеет социальных корней; будущее страны – в общинном социализме, преобразования должны осуществляться путем революции, силами крестьянства, руководимого организацией революционеров. Различия в методах прихода к социализму привели к появлению 3-х течений среди революционных народников:
1) Анархистское (бунтарское). Главный теоретик – М.А. Бакунин. Он считал, что русский крестьянин по своей природе бунтарь и готов к революции. Поэтому задача интеллигенции – идти в народ и разжигать всероссийский бунт. Рассматривая государство как инструмент несправедливости и угнетения, он призывал к его уничтожению и созданию федерации самоуправляемых свободных общин.
2) Пропагандистское. Главный теоретик – П.Л. Лавров. Лавров считал народ не готовым к революции. Поэтому основное внимание он придавал пропаганде с целью подготовки крестьянства. «Разбудить» крестьян должна была передовая часть интеллигенции.
3) Заговорщическое. Главный теоретик – П.Н. Ткачев. Так же как и П. Л. Лавров, он не считал крестьянина готовым к революции. В то же время он называл русский народ «коммунистом по инстинкту», которого не надо учить социализму. По его мнению, узкая группа заговорщиков (профессиональные революционеры), захватив государственную власть, быстро вовлечет народ в социалистическое переустройство.
В 1874 г., опираясь на идеи Бакунина, более 1000 молодых юношей и девушек предприняли первое массовое «хождение в народ», надеясь поднять крестьян на восстание. Народники ходили по деревням, вели беседы с крестьянами, старались вызвать волнения и неповиновение властям. Их надежды не оправдались, крестьян на унт поднять не удалось. Крестьяне даже не понимали, к чему их призывают. Движение было разгромлено, агитаторы арестованы.
В 1876 г. уцелевшие участники «хождения в народ» образовали новую тайную организацию «Земля и воля» (в первой ее связывало только название). Ее программа предусматривала осуществление социалистической революции путем свержения самодержавия, передачу всей земли крестьянам. Во главе организации стояли Г.В. Плеханов, А.Д. Михайлов, Н.А. Морозов, В.Н. Фигнер и др.
В 1876 г. было предпринято второе «хождение в народ» – с целью длительной агитации среди крестьян. Многие народники теперь селились в деревнях в качестве учителей, врачей и т.п., чтобы вести пропаганду. Однако их призывы также не находили отклика, нередко крестьяне сами выдавали пропагандистов полиции.
В 1879 г. «Земля и воля» раскололась на две организации: «Черный передел» (1879-1881) и «Народную волю» (1879-1881).
«Черный передел» (Г.В. Плеханов, П.Б. Аксельрод, П.Г. Дейч и др.) использовал пропагандистские методы деятельности. В целом «Черный передел» не сыграл существенной роли в народническом движении.
«Народная воля» (А.И. Желябов, С.Л. Перовская, Н.А. Морозов, Н.И. Кибальчич, А.Д. Михайлов и др.) использовала террористические методы деятельности. Она была хорошо законспирированной организацией, возглавляемой исполнительным комитетом. По представлениям народовольцев российское правительство не имело опоры в народе и легко могло быть дезорганизовано в результате серии террористических актов. В 1880‑1881 гг. народовольцы осуществили ряд покушений на императора. 1 марта 1881 г. в результате террористического акта был убит Александр II. Однако это привело к разгрому организации.
Либеральные народники. Либеральные народники отличались от революционных неприятием радикальных мер. Идеологами либеральных народников были Н.К. Михайловский, Н.Ф. Даниельсон, В.П. Воронцов. Они призывали к проведению реформ для постепенного улучшения жизни крестьян. Наибольшим влияние направления было в 1880-1890-е гг.