Сальвадор Дали
Работы Дали демонстрируются на выставках, он завоевывает популярность. В 1929 г. примыкает к группе сюрреалистов, организованной Андре Бретоном. В это же время происходит разрыв с отцом. Неприязнь семьи художника к Гале, связанные с этим конфликты, скандалы, а также надпись, сделанная Дали на одном из холстов — «Иногда я с наслаждением плюю на портрет моей матери» — привели к тому, что отец проклял сына и выставил его из дома. Провокационные, эпатажные и, казалось бы, ужасные поступки художника далеко не всегда стоило понимать буквально и всерьёз: вероятно, он не хотел оскорбить свою мать и даже не представлял, к чему это приведёт, возможно, он жаждал испытать серию чувств и переживаний, которые стимулировал у себя таким кощунственным, на первый взгляд, поступком. Но отец, огорчённый давней смертью жены, которую любил и память о которой бережно хранил, не выдержал выходок сына, ставших для него последней каплей. В отместку негодующий Сальвадор Дали послал отцу в конверте свою сперму с гневным письмом: «Это всё, что я тебе должен». Позднее, в книге «Дневник одного гения» художник, будучи уже пожилым человеком, хорошо отзывается об отце, признаёт, что тот сильно любил его и терпел доставляемые сыном страдания.
В 1934 г. неофициально вступает в брак с Галой (официальное венчание произошло в 1958 году в испанском городке Жирона). В том же году впервые посещает США.
После прихода к власти Каудильо Фрáнко в 1936 году Дали ссорится с сюрреалистами, стоящими на левых позициях, и его исключают из группы.
В ответ Дали не без оснований заявляет: «Сюрреализм — это я».
Сальвадор был практически аполитичен, и даже его монархистские взгляды следует понимать сюрреалистически, то есть не всерьёз, равно как и постоянно рекламируемую им сексуальную страсть к Гитлеру.
Он жил сюрреалистически, его высказывания и работы имели более широкий и глубокий смысл, нежели интересы конкретных политических партий.
Так, в 1933 году он пишет картину Загадка Вильгельма Телля, где изображает швейцарского фольклорного героя в образе Ленина с огромной ягодицей.
Дали переосмыслил швейцарский миф по Фрейду: Телль стал жестоким отцом, который желает убить своего ребёнка. Наслоились личные воспоминания Дали, порвавшего со своим отцом. Ленин же воспринимался коммунистически настроенными сюрреалистами как духовный, идейный отец. На картине изображено недовольство властным родителем, шаг на пути к формированию зрелой личности. Но сюрреалисты поняли рисунок буквально, как карикатуру на Ленина, и некоторые из них даже пытались уничтожить полотно.
Творчество Дали опережало время, он стал признанным гением еще при жизни. К чему бы ни притронулась рука Мастера, рождался шедевр — будь то фотография, кинематограф, мультипликация, литература или реклама.
Образы привычных, бытовых предметов обретали новое значение в глазах сюрреалиста Дали. Этим необычным видением он делился с нами: так был создан ретроспективный бюст женщины, телефон-омар и другие дизайнерские вещицы. Создав свой известный диван-губы, Дали стал родоначальником понятия «портретная мебель». Некоторые модели мебели Дали были воссозданы по его эскизам, пережив свое второе рождение после смерти автора.
Фильмы (самый знаменитый — «Андалузский пес»), созданные с участием Сальвадора Дали, стали хрестоматийными примерами сюрреалистических творений. Всю свою жизнь Дали был на виду, оставаясь при этом одной из величайших загадок столетия.
Его книги, такие как «Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим» или «Дневник одного гения», лишь немного приоткрывают завесу тайны, рождая у читателей все новые и новые вопросы.
Не останавливаясь, кажется, ни на минуту, Сальвадор продолжал пробовать себя в новых творческих сферах. Так была создана коллекция ювелирных изделий, которая сейчас представлена в фонде «Гала — Сальвадор Дали».